Исходя из проблемы школы «Развитие творческого потенциала классного руководителя», моя работа, как классного руководителя, ведется по следующим направлениям:
- Военно-патриотическое направление;
- Нравственно-эстетическое;
- Экологическое воспитание;
- Трудовое воспитание;
- Воспитание по программе «Здоровье».
Патриотическое воспитание считаю приоритетным направлением в своей работе. Поэтому предлагаю разработанную мною программу по направлению: «Патриотическое воспитание школьника». Главное в этой программе – системный подход в формировании гражданской и патриотической позиции школьника, создание условий для его самопознания и самовоспитания. Программа используется в школе с 7 по 11 класс. Она включает в себя шесть направлений, связанных между собой логикой формирования гражданина России.
Данная программа реализуется через четкий план воспитательной работы в классе, в котором отражены основные направления работы классного руководителя с активом класса, родительской общественностью, со всеми членами классного коллектива.
1. Краеведческое и патриотическое: освоение традиционной культуры своего народа, изучение и овладение опытом предыдущих поколений, изучение своей родословной.
2. Экскурсионно-туристическое: воспитание потребности в изучении истории родного края, станицы, района.
3. Тимуровское движение: объединить усилия для добрых и полезных обществу дел. Оказание помощи участникам и вдовам ВОВ, участникам военных действий в Афганистане, в Чечне, уход за могилами. Шефство над учителями-пенсионерами. Участие в различных движениях и благотворительных акциях.
4. Физкультурно-оздоровительное: воспитание здорового спортивного соперничества между детьми и коллективами, способствовать реализации идеи объединения спорта и искусства, гармоничного их сочетания в жизни человека, прививать навыки здорового образа жизни, проводить работу по профилактике детского травматизма и правонарушений, активизировать работу с социумом.
5. Экологическое и трудовое: прививать любовь к природе, воспитывать потребность в ее защите от негативных явлений, изучать природу родного края. Прививать трудовые навыки каждому ребенку, воспитывать потребность заботиться о чистоте, уюте, порядке дома, в классе, в школе; прививать принятые в обществе трудовые нормы.
6. Литературно-музыкальное: прививать художественный вкус, развивать потребность в общении с искусством, изучать произведения и творчество местных писателей и поэтов, художников, воспитывать культуру общения.
№ п/п | Мероприятия | Класс |
1. | Линейка – открытие месячника. | 7 - 11 |
2. | Круглый стол «Дети против наркотиков» с приглашением специалистов. | 11 |
3. | Конкурс плакатов «Мы за здоровый образ жизни». | 7-11 |
4. | Конкурс плакатов « Умей сказать нет». | 8-9 |
5. | Анкетирование родителей и учащихся на тему декады. | 8-11 |
6. | Беседы с учащимися «группы риска». | 7-11 |
7. | Классные часы, беседы по профилактике вредных привычек и пропаганде здорового образа жизни. | 7-11 |
8. | Родительское собрание, беседы с родителями на тему «Это должен знать каждый родитель». | 7-11 |
9. | Сообщения, творческие работы учащихся на уроках биологии, ОБЖ, физкультуры, обществознания о вредных привычках и их последствиях. | 7-11 |
10. | Просмотр кинофильма по профилактике вредных привычек. | 7-11 |
11. | Выставка книг в библиотеке для детей и родителей. | 7-11 |
12. | Конкурс сочинений «Почему я никогда не буду курить». | 7-11 |
13. | Внеклассные мероприятия на тему «Не отнимай у себя завтра». | .8-11 |
14. | День здоровья под девизом «Мы против». | 7-11 |
15. | Подготовка к игре «Зарница» под девизом «Мы за здоровый образ жизни». | 7-11 |
16. | Линейка – закрытие декады. | 7-11 |
Приложение 1.
1. Линейка - открытие месячника.
2. Классные часы «Солдаты мира и свободы» (знакомство с собранными в ЗТВ материалами).
3. «Уроки мужества» с участием ВОВ, воинов-интернационалистов, воинов уволенных в запас, курсантов военных училищ.
4. Просмотр кинофильма на военную тематику (посещение кинотеатра им. Кирова).
5. Конкурс стихов «Подвиг народа жив в веках».
6. Конкурс рисунков «Защитник Отечества».
7. Конкурс плакатов «Посвящается воину-победителю».
8. Выставка книг в библиотеке, посвященная Победе в ВОВ.
9. Викторина «Непобедимая и легендарная» (поисково-исследовательская работа).
10. Посещение музея «Наши герои», «Партизанский отряд Степной» и др.
11. Акция милосердия.
12. Встреча с воинами-интернационалистами «Пример для подражания».
13. Выставка работ по военно-прикладному моделированию «Слава нашей армии»
14. Посещение ЗТВ «Интервью с ветеранами» (оказание посильной помощи, поздравление с праздником).
15. Посещение воинской части г. Тихорецка.
16. Сдача нормативов по физ. подготовке.
17. Создание лекторской группы из числа старшеклассников для проведения бесед на военную тематику.
18. Соревнования по
- стрельбе из ПВ,
- сборке и разборке АК,
- мини-футболу,
- баскетболу,
- пионерболу.
19. Внеклассные мероприятия, конкурсные программы «Сильный, ловкий,
смелый» (7 -8 кл.), «Будем в армии служить» (10-11 кл.).
20. Посещение музея в ст. Павловской.
21. Уход за памятниками и обелисками погибших.
22. Посещение захоронений воинов на кладбище (возложение цветов).
23. Линейка – закрытие месячника. Награждение победителей.
Приложение 3.
1. Смотр строя и песни (прохождение торжественным маршем с песней, отработка строевых команд «Направо», «Налево», «Кругом», «Равнение на ……», «Равняйсь – Смирно», рапорт командира отряда, приветствие). В конкурсе участвуют все члены отряда учащихся 7-11 классов. Учитывается торжественность строевого марша, правильность в выполнении команд командира, чёткость рапорта, приветствия отряда, исполнение песни, присутствие парадной формы.
Учащиеся 10-11 классов участвуют в данном конкурсе с показательными выступлениями, учитывая все вышеперечисленные критерии.
2. Бивак. Разжигание костра: заранее заготовленными дровами необходимо пережечь нить, натянутую на высоте 25 см.
Пережигание нити – 5
Не пережигание – 2
3. Стрельба из ПВ. Зачёт по двум стрелкам: мальчик и девочка.
Расстояние 5м. Каждый стрелок производит 5 выстрелов по падающей мишени (за каждую сбитую мишень – 1 балл)
4. Метание гранаты: участвуют 2 мальчика. Каждый метает 3 гранаты. Метание гранаты на точность, необходимо попасть в квадрат 2х2 м с расстояния: 7 класс – 10м, 8-9 класс – 15м, 10-11 класс -20м. Три попадания – «5», 2 попадания - «4», 1 попадание – «3», 0 попаданий – «2».
5. Медицинская подготовка (соревнования санитаров)
Санитарам необходимо знать и рассказать:
7-8 кл. – Что такое рана, виды ран. Первая медицинская помощь.
9-10 кл. – Что такое рана, виды ран. Что такое кровотечение, виды кровотечения. Первая медицинская помощь.
11 кл. – Что такое рана, виды ран. Что такое кровотечение, виды кровотечения, способы остановки кровотечений. Первая медицинская помощь.
Оценка: - «5» - полный правильный ответ, «4» - некоторые неточности в ответе, «3» - ответ неполный или с ошибками.
6. Переправа через водные препятствия: Класс в полном составе должен переправиться через водную преграду, не коснувшись воды.
Оценка «5» - никто не коснулся воды, «4» - если 3 человека коснулись воды, «3» если 6 человек коснулись воды, «2» - более 6 человек коснулись воды.
7. Соревнование разведчиков «Ориентирование на местности». Учащимся необходимо (2-3 чел):
7-8 кл. – назвать 5 способов определения сторон горизонта.
9-10 кл. - назвать 5 способов определения сторон горизонта, 5 топографических знаков.
11 кл. - назвать 5 способов определения сторон горизонта, 5 топографических знаков, определить стороны горизонта с помощью компаса.
8. Мышеловка. Учащимся необходимо преодолеть препятствие по-пластунски под воротами высотой 50см, шириной 60-см.
Каждая сбитая планка – штраф.
Оценка: «5» - не сбита ни одна планка, «4» - сбиты 2 планки, «3» - сбиты 4 планки, «2» - сбиты 6 планок.
9. Конкурс «Силачи» (перетягивание каната) В конкурсе принимают участие 10 человек от класса. Победителем считается класс, перетянувший противника через контрольную черту.
Оценка: «5» - победитель, «4» - побеждённый.
В детском коллективе существует единая система самоуправления. В начале каждого учебного года формируются органы самоуправления, состав которых год от года незначительно меняется. Наличие органов самоуправления в классе помогает осуществлять воспитание у ребят чувства личной ответственности за коллективные дела класса, способствует выявлению уровня притязаний каждого, позволяет каждому ребенку проявить свои способности, а главное – способствует развитию личности и формирует умение соотносить свои интересы с интересами коллектива, помогает ребенку определить свое место в коллективе.
Систему самоуправления в классе можно представить в виде схемы:
Название сектора | Состав | Направление работы |
Управленческий | староста | Координирует работу всех членов классного коллектива |
Управленческий | командир | Организует тимуровскую работу класса |
Учебный | ответственный за учебу | Ведет учет успеваемости и посещаемости учащихся, комплектует группы для участия в предметных олимпиадах и интеллектуальных марафонах. |
Учебный | группа взаимопомощи (состоит из сильных в учебе учащихся) | Оказывает помощь учащимся по устранению пробелов в знаниях. |
Сектор досуга | сценаристы | Составляют и воплощают в жизнь с помощью одноклассников сценарии для проведения различных классных и школьных мероприятий. |
Сектор досуга | оформители | Оформление классного уголка, летописи класса, выпуск стенгазет, боевых листов, поздравительных открыток. |
Трудовой | бригадир | Организует дежурство в классе, школе, способствует участию класса в трудовых десантах и субботниках. |
Трудовой | цветоводы | Озеленение класса и закрепленного цветника. |
Трудовой | санитарная комиссия | Следит за внешним видом учащихся, за сохранностью учебников, за питанием. |
Состав секторов, входящих в актив класса, каждую четверть может меняться, в зависимости от желания ребят или если учащиеся не справляются с данным поручением. Так же при организации конкретного коллективного дела образуются временные инициативные группы, включающие в себя как актив класса, так и других членов классного коллектива.