Информатизация образования — это далеко не только установка компьютеров в школах или подключение их к Интернету. Как считает профессор университета РАО Уваров А., информатизация школы — это, прежде всего, трудный процесс изменения содержания, методов и организационных форм общеобразовательной подготовки школьников на этапе перехода школы к жизни в условиях информационного общества. За трудностями, которые переживает сегодня школа, нелегко заметить, что начинается практический переход от образования в условиях ограниченного доступа к информации к образованию в условиях неограниченного доступа к информации.
Закрытая учебная архитектура создавалась для того, чтобы обеспечить массовое образование в условиях ограниченного доступа к информации. Сегодня положение быстро меняется, и закрытая учебная архитектура традиционной школы приходит в конфликт с неограниченным доступом учащихся к информации, медленно изживает себя вместе с индустриальным обществом, которое ее породило. И это происходит во всех развитых и развивающихся странах мира, а не только в России. Не случайно, например, выдвинутая В. В. Давыдовым теория развивающего обучения, которая требует пересмотра многих догм традиционной школы, одинаково популярна и у нас, и за рубежом.
При проведении качественных учебных проектов учащиеся становятся в позицию исследователей, и им действительно нужен Интернет. Чтобы стать составной частью школьной практики, работа по учебным телекоммуникационным проектам должна вестись учащимися в рамках общеобразовательных учебных дисциплин. Существующие программы и учебно-методические комплекты для этого непригодны. Они создавались для других условий. Нужны принципиально новые широкомасштабные разработки, ориентированные на цели образования "жителя информационного общества". Чтобы действительно использовать учебные телекоммуникационные проекты, надо перейти к новому содержанию образования, создавать новые учебно-методические комплекты. А это – сложнейшая научная и методическая задача. Учебные телекоммуникационные проекты как форма учебной работы находятся в противоречии со сложившейся учебно-методической системой традиционной школы. Будучи рассмотрены сами по себе, они представляют всего лишь одну из форм факультативной учебной работы. Вот почему сегодня проведение таких проектов — дело немногих энтузиастов-учителей.
В условиях развивающегося информационного общества ограничение доступа к информации практически невозможно. Свободный доступ ко всему богатству данных, накопленному человечеством, — неотъемлемое право каждого гражданина. Это право не только декларируется, но и практически обеспечивается современными электронными средствами массовой информации, глобальной инфраструктурой Интернета. Научить жить и работать в быстро изменяющейся среде обитания — важнейшая из задач школы. А это значит, что существующие формы и методы учебной работы должны меняться в той мере, в какой они несут на себе составляющие нового содержания обучения
Обновленное содержание образования вместе с поддерживающими и обеспечивающими этот процесс средствами вычислительной техники — основа всех учебных программ нового поколения, которые пора предложить сегодняшним школьникам — будущим жителям информационного общества. Традиционная школа, созданная на этапе становления индустриального общества и игравшая роль основного источника позитивной информации, медленно исчезает. Имидж школы как главного и неоспоримого источника позитивных знаний для молодежи разрушен. Неудовлетворение традиционной организацией работы школы испытывают все. Эта постоянно растущая неудовлетворенность, с одной стороны, и усиливающееся влияние в обществе продавцов коммуникационных и информационных услуг — с другой, неизбежно создают условия, когда исключительная роль современной общеобразовательной школы как главного института социализации ставится под сомнение. Показательны в этом отношении результаты опроса, о котором мы упоминали выше. Был задан вопрос об отношении к обучению через Интернет. Против обучения через Интернет высказались 46% учащихся. «Ничто не заменит общения с учителем.....оно бывает очень разным – положительным и отрицательным, часто конфликтным....Школа – не только для ума, но и для формирования правильных реакций в отношениях между людьми...в том числе в совместном обучении, труде, отдыхе и т.д.» 100% учителей и 54% школьников считают возможным использовать Интернет в дополнение к традиционным формам обучения в старших классах. 100% учителей высказались против знакомства детей с Интернетом в начальных и средних классах школы. Среди старшеклассников возможным это считают соответственно 2% и 7% от всех опрошенных. 40% учащихся считают возможным обучение через Интернет в старших классах и вузе.
Федерация Интернет Образования считает, что вопрос разработки школьной политики в области информационных технологий становится с каждым днем все актуальнее. Отсутствие сформировавшегося комплекса мероприятий по поддержке школьных коллективов придает ему особую остроту. В качестве наиболее целесообразной меры ФИО считает разработку и внедрение специального курса, в котором должны обсуждаться следующие вопросы:
- проблемы перехода к "открытой учебной архитектуре";
- проектирование моделей информатизации учебно-воспитательного процесса и создания школьного образовательного пространства;
- разработка стратегии по внедрению и использованию в школе ИКТ и Интернета;
- разработка программы деятельности административной команды школы по внедрению ИКТ в учебный процесс.
Процесс взаимодействия учащегося и Интернета достаточно сложен и многогранен. Нами рассмотрены кратко только некоторые аспекты этой проблемы. Очевидно одно - не все в школе готовы воспользоваться Интернетом и хорошо знают, что нужно делать. Вопросы, связанные с информатизацией школы, требуют пристального внимания и всеобщего обсуждения.
На главную