Математика
1 «Б» класс
Тема: «Число 9. Цифра 9. Состав числа 9». (Сибирь Л.М.)
Цели. Формировать навыки счета в пределах 20, умение обозначать количество из девяти предметов цифрой 9, умение определять место числа 9 на числовом луче, знание состава числа 9; развивать речь учащихся.
Оборудование. Учебник А.Л. Чекина «Математика. 1 класс», 1 часть; рисунки елки, шаров с заданиями; математические бусы, домик для состава числа 9.
Ход урока
I. Организационный момент
Учитель. Сегодня урок немного необычный. Мы начали готовиться к встрече Нового года, сделали открытки, украсили класс. Предлагаю вам нарядить математическую елочку. Поможете мне?
Надо дружно нам трудиться
И стараться не лениться!
А веселый Новый год
Нам подарки принесет!
Если вы согласны со мной, то пожелайте друг другу удачи, и у вас все получится.
II. Актуализация знаний
Учитель. Чтобы украсить волшебную елочку шарами, вы должны правильно выполнить задания.
К доске прикреплена елка. По мере выполнения заданий учитель вывешивает шары с их номерами на елку.
1. Посчитайте до 20 и обратно.
2. Посчитайте от 7 до 14.
3. Посчитайте от 18 до 13.
4. Назовите соседей числа 7.
5. Назовите предыдущее число для числа 17.
6. Назовите предыдущее число для числа 20.
7. Назовите число, которое следует за числом 13.
8. Назовите число, которое следует за числом 10.
Как получить предыдущее число для числа 10?
- Какое число вы получили? (Число 9.)
Сколько шаров на елке? (8 шаров.)
Все шары мы повесили? (Нет, осталось место для одного шарика.)
III. Постановка проблемы
Какая цифра нам нужна? (Цифра 9, но мы не изучали число и цифру 9.)
Какова цель сегодняшнего урока? (Изучение числа 9, цифры 9 и состава числа 9.)
Назовите тему урока. (Число 9. Цифра 9. Состав числа 9.)
IV. Открытие детьми нового знания
Кто может показать цифру 9? Давайте рассмотрим ее. На какую цифру она похожа своими элементами? (На цифру 6.)
Цифра шесть вниз головой
Стала цифрою другой.
Можете поверить-
Уж не шесть, а девять.
Давайте поучимся писать цифру 9. Посмотрите на образец. Из каких элементов состоит цифра 9? (Из овала и закругления.)
Откуда начнем писать цифру 9? (Сверху.)
Учитель показывает на доске образец написания и проговаривает:
Пишу цифру 9. Пишу сверху овал и вниз – закругление.
Пропишите цифру 9 в учебнике на странице 71, отступая каждый раз одну клеточку вправо.
Подчеркните свою самую красивую цифру.
Как получить число 9? (Чтобы получить число 9, нужно к 8 прибавить 1.)
Почему вы так думаете? (Число 9 следует за числом 8, а чтобы получить следующее число, надо к предыдущему прибавить 1.)
Как это записать выражением? ((8+1.)
Покажите стрелочкой на числовом луче, как вы получите число 9.
Ученик у доски отмечает цифру 8 и от нее рисует стрелку к цифре 9.
- Почему стрелка направлена вправо? (Потому что число увеличивается, так как прибавили 1.)
V.Физкультминутка
А теперь, ребята, встали,
Быстро руки вверх подняли,
В стороны, вперед, назад,
Повернулись вправо, влево,
Тихо сели, вновь за дело.
VI. Работа с учебником и тетрадью.
Продолжаем работу с числом и цифрой 9. Выполните задание 1 на с. 71.
Рассмотрите рисунки и объясните, какое задание нужно выполнить.
-Сосчитайте число месяцев в учебном году по изображенному календарю. Сколько их? (9 4 месяца в первом полугодии и 5 месяцев во втором полугодии.)
Правильно.
9 –это 4+5
Прочитайте задание 5 на с. 72.
Раскрасьте 9 предметов. Какие предметы вы раскрасили? (Домики.)
С числом 9 вы уже встретились на уроке, цифру 9 уже писали, осталось изучить состав числа.
Как мы будем изучать состав числа 9? (С помощью математических бус.)
Сколько бусинок мы выложим? (9 бусинок.)
Как получить первый вариант состава числа 9? (Нужно перевернуть одну бусинку.)
,Какой состав получится? (8+1=9)
Ученики показывают разные варианты состава числа 9 из двух меньших и записывают выражения в тетради задание 2 на с. 101.
-Назовите полученные варианты состава числа 9.
Дети называют свои варианты, домик с составом числа 9 вывешивается в центре доски.
- Повторим хором состав числа 9.
VII. Первичное закрепление.
А сейчас, используя знания, открытые на уроке, выполним задание 3 на с.101. В нем надо составить равенства.
Один ученик приглашается к доске.
-Рассмотрим записи в первом столбике. Какое первое равенство составим? (8+1=9)
Чем вы воспользовались при составлении равенства? (Таблицей состава числа 9, образованием числа 9, счетом.)
Что надо сделать далее?
Как составить следующее равенство?
- Второй столбик вы выполняете в парах и объясняете свои действия.
VIII. Самостоятельная работа с самопроверкой по образцу
Посмотрите задание 4 на с.102.
Звери так весело плясали вокруг елки, которую мы с вами нарядили, что оттоптали ножки, и им понадобилась помощь доктора Айболита. А кому из них нужна волшебная мазь, вы узнаете, найдя значения выражений.
Дети выполняют задания и проверяют свои работы.
IX. Историческая справка
Таинственную силу приписывали числу 9: в одни времена – добрую, в другие – недобрую.
У древних греков за этим числом установилась добрая слава. Так, жюри на Олимпийских играх состояло из девяти судей. Вот такое интересное число!
А где вы встречались с числом или цифрой 9?
X. Итог урока
Что нового вы узнали на уроке?
Я думаю, что вы можете повесить на елку девятый шарик.
Кто знает цифру 9? Как получить число 9? Назовите разные составы числа 9. Достигли вы сегодня цели урока?
Молодцы! Вы очень хорошо работали сегодня на уроке, замечательно украсили нашу математическую елочку.
На главную