УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА
В 4 «А» КЛАССЕ МОУ СОШ №4.
Учитель Шадрина Любовь Леонидовна.

Тема . Правописание безударных окончаний имён
существительных в родительном падеже.

Цели: - познакомить учащихся с особенностями окончаний имён
существительных в родительном падеже;
- учить последовательности действий при написании безударных
- окончаний;
- отрабатывать умение распознавать тип склонения и падеж
имён существительных.
- развивать у учащихся речь, мышление, орфографическую
зоркость.

Оборудование : игровые словари, карточки для индивидуальных
заданий, таблица « Правописание безударных окончаний
в родительном падеже.

Ход урока.
1.Организационный момент и сообщение целей урока.

2.Проверка домашнего задания.
Упр. 293, с.101.
- Какие словосочетания вы выписали? (Протекает около речки, на берегах речки, далеко от деревни) - На какие вопросы отвечают существительные в родительном падеже?

3. Минута чистописания.
Тт тл те то та течёт топор тенистый Татьяна
Из соседнего сада доносилось пение птиц. (Определить падеж имён существительных, сделать синтаксический разбор предложения). Во время минуты чистописания у доски работают 4 ученика.
1-ый ученик 2-ой ученик 3-ий ученик 4-ый ученик
(разбери слова (распредели слова (сделай фонети- (откорректируйте предложения, по составу) на группы) ческий разбор) определите падеж имён существи- тельных во 2-ом предложении)
подснежники весна,осень, ёлка Ребята пошли в лес.
поездка группа,класс, Там ребята нашли ежа.
узкий улица,ложь, Ребята взяли ежа домой.
большой день,лень, Дома ребята накормили его
зимушка рысь,сад, молоком.
волна,лето,море
Проверка выполнения самостоятельной работы у доски.
4. СЛОВАРНАЯ РАБОТА.(Разгадайте ребусы , запишите отгадки)
Метро, погода , улица, заяц, завтрак, картофель, восток, комната, сорока, квартира. (Распределите слова на группы, по какому принципу вы это сделали ?) Ответы детей: - слова можно распределить на три группы по родам (мужской, женский, средний); - слова можно распределить на две группы по склонениям (1, 2 склонение)
Послушайте загадку . Под Новый год пришёл он в дом
Таким румяным толстяком
Но с каждым днём терял он вес
И наконец совсем исчез.
Что это такое? (КАЛЕНДАРЬ).
Слово календарь произошло от латинского слова «календы» так в Древнем Риме называли первые числа каждого месяца. Древнеримский календарь был очень запутанным. Поэтому римский император Юлий Цезарь решил навести в этом деле порядок. Начало года было перенесено с 1-ого марта на 1-ое января. Продолжительность года установили в 365(366) суток. Год разделили на 12 месяцев. Так появился Юлианский календарь, названный в честь Юлия Цезаря. Но и этот календарь оказался несовершенным. И в 1582 году по инициативе папы Григория 13 был разработан новый календарь . Он получил название Григорианского календаря. В России такой календарь был введён в
1918 году. И мы пользуемся им до сих пор.
Календари бывают настенные , настольные, отрывные, маленькие, большие. (Показ названных календарей). - Составьте предложение со словом календарь.
Запись лучших предложений.
На стене висит календарь. Он показывает какое сегодня число, месяц, день недели. Родина нашего календаря – далёкие берега Нила. ФИЗМИНУТКА
5. Работа над темой урока.
5.1 Введение в тему урока , определение темы урока.
- выехал из деревн…,
- расстался без груст…,
- проснулся до солнц…
- В каком падеже данные существительные ? (В Р.п.)
- Какие окончания вы вставили в слова? Они стоят под ударением?
- Сформулируйте тему урока. (Безударные окончания имён существительных в родительном падеже). 5.2. Беседа по вопросам.
- На какие вопросы отвечают имена существительные в родительном падеже? (кого? чего?) - С какими предлогами употребляются имена существительные в родительном падеже? (от, до, из, без, у , для , около, с). - Найдите в таблице на доске окончания существительных

в родительном падеже
- Назовите окончания в родительном падеже (- 1 скл. : -и, -ы ; 2 скл. : -а, - я; 3 скл. : -и ) - Чем являются в предложении существительные в родительном падеже?
(Второстепенным членом)
5.3. Работа с учебником.
- Чтение вывода с. 97.
- Упр. 187 ( записать 4 словосочетания)
- Какие словосочетания записали?
5.4 Выборочный диктант (Запишите словосочетания в родительном падеже)
- Ходил около палатки, стучал по крыше, подъехал к избушке, достал из печи, искал брата, полил маслом, придвинулся к парте , связали из шерсти, вернулся из лагеря, обрадовался гостю, испарился с поверхности, сварил из клубники.
- Проверка выполнения ( Какие словосочетания выписали? Обоснуйте свой выбор).
5.5. Запишите словосочетания с предлогом из, используя следующие слова: варенье, земляника; варежка, шерсть; варенье, черника; конверт, бумага; ложка, дерево; сок, вишня, ; щит, сталь;
пюре, картофель; ваза, стекло. - Проверка выполнения. ( Какие словосочетания записали?
6. Повторение ранее изученного материала.
- Как проверить правописание слов с парными согласными на конце и в середине слова?
6.1 Работа в парах с Игровым словарём (С.2 «Правописание парных согласных.)
7. Морфологический разбор существительного из дома
1. Из дома- сущ. (из чего?).
2. Н. ф. – дом.
3. М. р., 2- ого скл.
4. В род. п., в ед. ч.
5. Вт. чл.
7. Домашнее задание: упр. 188, правило с. 97.
8. Итог урока.
- Что нового вы узнали сегодня на уроке?
- Какие окончания имеют существительные 1-ого ?(2-ого,3-его) склонения в родительном падеже?(1-е скл : - и, -ы; 2-е скл. : -а, -я; 3-е скл. : -и.)
9. Выставление и комментирование оценок.
- На главную
Hosted by uCoz