1. Урок начинается с игры, которая поможет восстановить и закрепить материал предыдущих уроков. На столе лежат карточки с изображением животных и картинки игрушек этих же животных. Задача ученика – подойти к столу, выбрать карточку, показать ее классу и рассказать об изделии или о животном , опираясь на признаки(т.е доказать что изображено животное или игрушка). По окончании игры сообща делается вывод о признаках животных. Учитель: как отличить животное от игрушки? Дети: животное питается, дышит, растет, прыгает, оставляет потомство, спит, издает звуки, может заболеть и умереть.
2. Изучение нового. Работа с разворотом учебника «Дикие и домашние животные» Дети: (рассматривают рисунки на левой стороне разворота и проговаривают изображенных животных вместе с их потомством) Учитель: кто изображен на рисунке? Дети: медведь и медвежонок, белка и бельчонок и т.д. Учитель: угадайте о ком идет речь? Чтение рассказа Н.Сладкова «Угадай: кто я?» «-угадай: кто я? А ем я муравьев и жуков. Я подумал и сказал: -Скорее всего, ты - жукоед-дятел! -Вот и не угадал! – откликнулся голосок. – А еще я ем гусениц и личинок.
-гусениц и личинок едят дрозды. Наверное, ты – дрозд. - Я не дрозд. Еще я, грызу сброшенные лосями рога. -Тогда ты – грызун: мышь или полевка! -Я сама ем мышей! -Тогда ты, конечно, кошка! - Иногда я ем ящериц. А изредка даже рыбу. -Может, ты цапля или журавль? -Не цапля и не журавль. Бывает, ловлю птенцов и таскаю яйца из птичьих гнезд.
- Похоже, что ты куница! -Не говори мне про куницу, куница - мой старый враг! А еще я ем шишки и рябину, ягоды и грибы, орехи и семена, почки и листья. Я рассердился и крикнул: -Скорее всего ты – свинья! Ты лопаешь все подряд. Ты – одичавшая свинья, которая сглупу забралась на елку! -Сдаешься! – Ветки качнулись, раздвинулись, и показалась…белка! Запомни! Мухоловки ловят не только мух, осоеды едят не только ос. А белки едят не одни орешки!» Учитель: чем питаются белки?
Дети: Белки питаются муравьями, жуками, рыбой, ящерицами, мышами, яйцами, ягоды, грибы, орехи. Учитель: а чем питаются медведи? Дети: медведь ест малину, мед. Учитель: а так же медведь ест клубни растений, муравьев, червей, личинок, мышей, рыб. А о каком животном идет речь в загадке: Длинноухий, косоглазый,
Скачет без оглядки, От волка и от лисицы. Кто нашел отгадку? Дети дают отгадку и рассказывают, что еще они знают о зайце. Учитель: « Всего на одну недельку в году становится заяц серым, а все заметили и запомнили. А что остальные 47 недель он не серый, а бурый, словно и не видали. Серенький, видите ли, почему-то всем приглянулся! А что хорошего: линючий, всклоченный, ни белый, ни бурый, ни то ни се, но вот приметили и прославили. И прослыл заяц серым, словно другим не бывает». (Н. Сладков)
Учитель: что общего у всех этих животных? Дети: они живут в лесу, сами добывают себе пищу, заботятся о своем потомстве. Учитель: каким названием можно объединить таких животных?(дикие) Игра : «изобрази животное» Дети пантомимой показывают какого то животного, а класс должен угадать.
Работаем на правом развороте учебника. Учитель: какие животные изображены? Дети: корова с теленком, курица с цыпленком и т.д. Учитель: чем они отличаются от диких животных? Дети: о них заботятся люди. Учитель: как семья Ивановых заботится о животных? Как у вас дома заботятся о животных? Дети дают ответы на основе своих наблюдений.
Делается вывод: эти животные живут рядом с человеком, он заботится об их пище, жилище, здоровье.
Физминутка про кошечку. Дети изображают кошечку с ровной спинкой и испуганную. Работа в парах: дети рассматривают рисунок кошки в учебнике и обсуждают вопрос «какие признаки показывают, что кошка напугана?
Учитель: А какие любопытные признаки в поведении своих любимцев замечали вы? Дети дают свои ответы.
Работа в тетради:
№10 школьникам предлагается своими знаками выделить домашних и диких животных.