Проблема контроля учебных достижений всегда очень актуальна, особенно по такому предмету как информатика. Где существует граница между теоретическими знаниями и практическими навыками и умениями учащихся. Учащиеся могут успешно работать за компьютером, но при этом не владеть теоретической частью.
Использование тестов дает возможность оценивать уровень соответствия сформированных знаний, умений и навыков учащихся на уроках информатики, позволяет педагогу скорректировать учебный процесс.
В своей работе я стремлюсь организовать четкую систему контроля с помощью тестирования, осуществлять наполнение каждого модуля педагогическим содержанием, выявлять и учитывать семантические связи модулей и их отношения с другими предметными областями.
По определению, тест – стандартизированные, краткие, ограниченные во времени испытания, предназначенные для установления количественных и качественных индивидуальных различий. Несмотря на то, что ведется много споров по поводу использования тестов для контроля и оценки качества знаний, на мой взгляд, именно тестовый контроль подходит для оценки учителем работы учащихся с материалом раздела, особенно теоретическим.
Тесты заставляют учащихся мыслить логически, использовать зрительное внимание, укреплять память. Для организации тестов не требуется много времени урока, но они выполняют определенную положительную роль в процессе обучения, развития, воспитания. Ученикам нравиться работать с тестами. Их можно составить по всему курсу или по отдельной изучаемой теме и использовать при повторении. Тесты и по назначению могут быть разные: входное тестирование, тест – разминка, контрольное тестирование, аттестационное тестирование и т.д. При этом выявляется глубина знаний теоретических вопросов.
Тестирование выступает как педагогическое средство обучающей системы и может быть использовано как метод (технология) контроля образовательного процесса, позволяющий оценить уровень знаний, умений и навыков обучаемого.
Основной задачей педагогического использования тестов является определение объема и качества знаний, а также уровня умений и навыков. В связи с этим выделяют три класса тестов: знаний, умений и навыков. Типы тестовых заданий определяются способами однозначного распознавания ответных действий тестируемого.
Кроме того, систематическое тестирование стимулирует учащихся к стабильной подготовке домашних заданий и регулярному повторению пройденного материала перед уроком, что очень важно для изучения последующих тем. При этом оно исключает механическое заучивание, приучает к логическому мышлению и умению делать правильный выбор. Сэкономленное учебное время может быть использовано преподавателем для выполнения практических работ на компьютере, а также для закрепления полученных практических навыков с помощью различных тренажеров.
Опыт показывает, что и сами учащиеся предпочитают тестирование другим методам контроля знаний, считая его наиболее объективным.
Тестирование применяется на всех этапах учебного процесса. С его помощью эффективно обеспечиваются предварительный, текущий, тематический и итоговый контроль знаний, умений, учет успеваемости. При проверке определяются, прежде всего, пробелы в знаниях, что очень важно для дальнейшего обучения. Именно на этом можно основывать индивидуальную работу с обучаемыми по предупреждению неуспеваемости.
В настоящее время контроль знаний с помощью тестирования приобретает массовый характер. В этой связи стали актуальными проблемы повышения объективности создаваемых тестов, их надежности.
Чаще всего контроль и оценивание достижений учащихся производится только по конечному результату, при этом остаются неоцененными деятельность учащегося, его уровень развития и динамика обучения. Применение тестового контроля способствует рассмотрению достижений учащихся в процессе продвижения от одного уровня усвоения материала к другому.
Тест – это стандартизированное задание, по результатам которого судят о знаниях, умениях и навыках испытуемого. Поэтому к тестам предъявляют определенные требования: валидность, определенность, стандартизированность, надежность, практичность, простота в использовании, прогностическая ценность. Разработка тестовых заданий, конструирование тестов – сложный процесс, требующий высоко профессионального уровня, тщательной экспериментальной проверки качества разработанных тестов.
Валидность
тестов отражает, что именно должен измерить тест и насколько хорошо он это делает; показывает, в какой мере тест измеряет то качество (свойство, способности и т.п.), для оценки которого он предназначен. Не обладающие валидностью тесты не пригодны для практического использования.
Определенность
теста означает, что при его чтении испытуемый хорошо понимает, какие задания и в каком объеме он должен выполнить, чтобы полученный результат соответствовал поставленной задаче.
Стандартизированность
– единая процедура проведения тестирования и подведение его итогов.
Надежность
теста – это вопрос о том, в какой мере его повторение приведет к тем же результатам. Повышению надежности теста способствует его простота, строгое соблюдение условий тестирования, исключение возможности влияния посторонних факторов (подсказки, списывания и т.п.)
Прогностическая ценность
теста означает, что тест должен быть таким, чтобы результаты обследования могли быть использованы в последующей деятельности, например, при повторении плохо усвоенного материала.
Это позволяет определить уровень сложности теста.
По форме тесты могут быть индивидуализированными и групповыми, устными, письменными, бланковыми и компьютерными.
В последнее время всё большую популярность приобретает компьютерное тестирование. Оно намного точнее и быстрее, чем бланочное, учащийся узнаёт предварительные результаты сразу по окончанию тестирования.
Из всех перечисленных видов тестов я в своей практике чаще всего использую тесты достижений. При этом выделяю четыре основные функции проверки и оценки результатов обучения:
- Учетно - контрольную;
- Контрольно - корректирующую;
- Обучающую;
- Воспитательную.
Учетная функция контроля заключается в систематической фиксации результатов обучения, что позволяет учителю судить об успеваемости каждого ученика, его достижений и недочетах в работе.
Контрольно – корректирующая (диагностическая) функция обеспечивает обратную связь «учитель» -«ученик», необходимую для внесения учителем коррективов в методику обучения, перераспределения учебного времени между различными вопросами темы, в зависимости от выявленных недочетов в знаниях школьников, уровня подготовки класса. Контрольно – корректирующая функция позволяет осуществлять диагностику причин отставания школьников, выделить материал, требующий дополнительной проработки, повторения.
Обучающая функция контроля проявляется в том, что в процессе проверки состояния знаний, умений и навыков происходит повторение школьниками учебного материала. При подведении итогов тестирования учитель акцентирует внимание класса на главных вопросах и важнейших мировоззренческих идеях курса, указывает на типичные ошибки. Все это способствует закреплению и углублению знаний учащихся.
Воспитательная (мотивационная) функция контроляи оценки подразумевает стимулирование учащихся к дальнейшей учебной работе, самостоятельному углублению своих знаний. Оценивая работу ученика, учитель не просто констатирует состояние знаний умений и навыков школьника, но и направляет его в учебной работе, дает дополнительную мотивацию в познавательной деятельности. Воспитательная функция проверки знаний связана с развитием у школьников умений самоконтроля и самооценки.
С моей точки зрения, в настоящее время следовало бы выделить еще одну функцию проверки и оценки результатов обучения – аттестационную. Аттестационная функция связана с характеристикой уровня обученности школьника, которая является основой его аттестации, а также важнейшим компонентом аттестации работы учителя, образовательного учреждения.
В настоящее время вводится новая система оценки качества индивидуальных достижений обучающихся.
В чем же суть перехода к новой системе проверки и оценки результатов обучения при использовании образовательных стандартов в учебном процессе?
Сейчас в школе используется нормированная оценка.
Нормированный подход к оценке нацелен на ранжирование учащихся, то есть отнесение каждого к той или иной группе по уровню обученности: к группе успевающих, неуспевающих, отличников и так далее. Поэтому такой подход ориентирован на сравнение результатов конкретного ученика с определенной нормой. Здесь «норма» - это принятое на основании сложившегося в практике обучения представление о некотором среднем уровне усвоения учащимися учебного материала.
Чтобы ранжировать обученность школьников по уровням усвоения учебного материала при нормированном подходе, используются задания с различными уровнями сложности, с различной, как говорят, дифференцирующей силой или диагностическим весом.
Такой подход, основанный на проверке результатов обучения на разных уровнях, не целесообразен для оценки достижений требований стандартов.
Во-первых, у него иная цель – ранжирование школьников по нескольким уровням обученности. В стандарте же предусмотрен только один уровень, причем минимальный.
В «Законе Российской Федерации об образовании» указывается, что стандартом «… нормируется лишь минимально необходимый уровень образованности, а именно тот, без которого невозможно развитие личности, продолжение образования».
Во-вторых, поскольку уровень, описанный в стандарте, не минимальный, но обязательный для всех учащихся, мы не можем не ориентироваться на прежние нормы
В-третьих, минимальность требований стандарта следует не как минимально возможные, а минимально допустимые требования с точки зрения их общеобразовательной значимости.
Основное назначение системы оценки выполнения обязательных требований образовательного стандарта – выявить: овладел или не овладел каждый конкретный учащийся знаниями, умениями. Видами деятельности, зафиксированными в стандарте. Поэтому содержание требований к обязательному уровню подготовки должно стать основой для определения содержания дисциплины и важнейшим критерием оценки её результатов. Такой подход к оценке достижений школьников принято называть критериально – ориентированным.
Следует подчеркнуть ещё одно отличие нормированного подхода к оценке от критериального. Заключается оно в следующем.
Нормированный подход всегда определяет в заданиях контрольных работ некий максимальный (желаемый) уровень усвоения. Из него как бы вычитаются неусвоенные, не проявленные при выполнении контрольных работ знания конкретных школьников.
При критериальном подходе нормируется не прогнозируемое число учащихся, знания которых находятся в запланированных учителем рамках, а уровень усвоения каждого объекта контроля(знания, умения) один объект должен быть усвоен на репродуктивном уровне, другой на уровне применения знаний в стандартной ситуации и так далее. Таким образом нормируется обязательный для всех уровень усвоения каждого объекта (элемента содержания образования).
Принципиально иное назначение проверки результатов обучения школьников при критериально- ориентированном подходе определяет необходимость ряда новых требований к её содержанию и технологии оценки уровня обученности.
Практически каждый урок я начинаю с короткого тестирования группы учащихся по темам, пройденным ранее, с остальными учащимися провожу фронтальный опрос, или самостоятельную работу по карточкам.
Я считаю, что тестирование станет важнейшей компонентой оценок выполнения требований образовательными учреждениями государственных образовательных стандартов. С введением единого государственного экзамена все большее количество учителей и методистов как один из видов контроля используют тесты и тестовый контроль является одним из способов оценки качества индивидуальных достижений обучающихся.