Факультативное занятие по ОПК. (3 класс)
Тема: «Именины» (Майборода С.И.)
Цель:
раскрытие перед детьми глубины духовного мира и возможности обращения к нему, утверждение православного мировоззрения, активизация внутриличностного духовного мира учащихся, формирование чувства эмпатии.
Оборудование:
карточки «храм», «крещение», «святые», «нимб»; изображения православного храма, икон, православного креста - распятия; заготовки для открыток; клей с блёстками; основа открытки; православный календарь; копия месяцеслова.
Введение в тему
Учитель:
На сегодняшнем уроке мы поговорим о ваших именах. Что такое человеческое имя? Что оно обозначает? Давайте позна¬комимся!..
- Как тебя зовут?
- А ты знаешь, что обозначает твоё имя?
- Кто знает, что обозначает его имя?
- А кто знает, почему его так назвали?
- А когда вам дали имя? ( Ответы детей)
Учитель:
Иногда называют человека тем или иным именем, потому что родители считают имя красивым. Другие хотят, чтобы ребёнок обладал какими-то качествами. Например, Андрей - мужественный, Алексей - защитник и т.д.
А какой у вас любимый личный праздник? (День рождения) Вы все очень хорошо знаете день своего рождения? Когда у тебя день рождения? А у тебя?
А ведь было время, когда русские не знали дня своего рождения и главным личным праздником у них были именины. Как вы думаете, от какого слова произошло это название? (Имя)
Итак, день рождения и именины - два праздника, которые связаны с вашим именем. Попробуем разобраться, это одно и то же или это разные дни.
Основная часть
Учитель:
Начнём с ответа на вопрос, где вам дали имя?
На Руси почти все люди были верующими. Что значит верующие? Это значит, что они верили в Бога - Творца всего мира.
Кто знает, как называется на Руси вера, которая правильно прославляет Бога? (Православная)
В православной Церкви принято имя ребёнку давать в храме (прикрепляем на доске слово «храм»).
Что такое храм? (Прикрепляем на доске изображение храма. Ответы детей.)
Учитель:
Храм - это особый дом, по- священный Богу, куда приходят верующие люди. По русской православной традиции, детей на восьмой день от рождения крестят, чтобы им было легче вырасти хорошими. Крестят и взрослых, которые хотят быть православными христианами.
Крещённые в классе есть? (Прикрепляем на доске слово «крещение».)
А как вы узнали, что вы крещённые? (Есть нательные крестики. Показываем
крест и прикрепляем его на доске.)
Да, крещёные носят на груди крестики, которые защищают их от всего злого. Поэтому
эти крестики никогда нельзя снимать. Что обозначает слово «крещение»?
(Ответы детей.)
Учитель:
Крещение - усыновление Богу,
Иисусу Христу. Крещённые, становятся Богу
близкими и родными. Это значит, что они с этих
пор во всём могут доверять Ему как отцу.
Во время Таинства Крещения даётся имя, причём русские
придерживались традиции выбирать ребёнку имя в честь святых.
(Прикрепляем на доске слово «святые».)
Кто знает, кто такие святые? (Ответы детей.)
Учитель:
Святые - это люди, которые, когда-то, живя на земле, больше всех возлюбили Бога и угодили Ему своей праведной жизнью. Многие из них прожили такую удивительную и тяжёлую жизнь, что её называют подвигом. Где можно увидеть святых? (Ответы детей: на иконах). Где можно увидеть иконы? (Ответы детей: в храме, и дома.)
Вспомните, пожалуйста, что такое храм? (Ответы детей.)
Учитель показывает икону св. Ольги и прикрепляет её на доске.)
Вы обратили внимание, как изображаются святые на иконах? Что же вы заметили? (Ответы детей: золотое свечение вокруг головы).
Оно называется нимб - сияние ей. А как разобраться, какой свято ты детей.
Учитель:
На иконах всегда есть надпись на церковнославянском языке о том, кто изображён. Святые называются по-разному: пророки, апостолы, мученики, святители, преподобные праведные. Каждый из них, как видите, по-своему угодил Богу: совершил свои подвиги. Например, моя святая - великая княгиня Ольга. Более 1000 лет назад она была правительницей Русской земли и так мудро её устроила, что Русь стала превращаться в великую державу. Ольга с малых лет искала мудрости и нашла её в православной вере, в Иисусе Христе, и принесла Святую веру на Русь. За распространение учения о Христе её называю равноапостольной - равной апостолам. Кто знает, кто таки апостолы? (Ответы детей: ученики Иисуса Христа.)
Следующая святая - блаженная Ксения Петербургская. (Показываем икону св. Ксении и прикрепляем её на доске.)
Блаженные
- люди, добровольно избравшие особый путь спасения. Отказавшись от всего мирского, пребывая в непрестанной молитве, они смиренно терпели голод, холод, унижения. Сначала над Ксенией все смеялись, а потом заметили - дети, которых бра¬ла она на руки, быстро выздоравливали, в домах, куда она заходила, воцарялись мир и счастье. После смерти Ксении люди приходили к ней на могилу просить её о заступничестве и молитвах, и, над её могилой даже построили часовню (маленькую церковь), куда и сегодня приходит много верующих.
Выводы:
Итак, в честь кого на Руси называли детей? Кто такие святые? Каких святых вы знаете?
(Ответы детей.)
Святых много, и каждого из них православная церковь помнит и прославляет. Как же раньше родители выбирали имя ребёнку? (Ответы детей)
Да, они пользовались церковным календарём (показываем цер¬ковный календарь). В нём указаны имена святых, которые вспоминаются именно в этот день. Так и выбирали имя (в день рождения, или в день крещения, или между этими днями).
Иногда ребёнка нарекали в честь святого, которого особо почитают в семье, а после совершения Таинства Крещения святой, имя которого было выбрано ребёнку или взрослому, становился его небесным покровителем. Помните «Господь каждому из нас даёт двух ангелов, один из которых (Ангел - хранитель) хранит нас от всякого зла, от разных несчастий и помогает делать добро, а другой (Ангел - святой угодник Божий, имя которого мы носим) ходатайствует о нас пред Богом, молит Бога за нас.
А день памяти вашего святого - вашего Ангела (именины или день Ангела)? Или день рождения и именины - одно и то же?
(Ответы детей)
Что такое день рождения?
(Ответы детей: день нашего прихода в этот мир.)
Как вы думаете, о ком особо стоит вспомнить в этот день? Для кого день нашего рождения стал особым днём, кому потребовалось очень много сил и терпения, чтобы вырастить и воспитать нас?
Да, православные в день своего рождения приходят в храм с особыми молитвами - о родителях.
А что такое именины? (Ответы детей: день прославления святого, в честь которого мы названы.)
Могут ли они совпадать? (Ответы детей)
-Я думаю, что вы обрадовались, узнав, что там, возле Бога, у вас есть Ангел, который очень любит вас, радуется вашим доб¬рым делам, скорбит о злых и плохих; невидимо моля Бога о нас, помогает нам жить, ограждает от напастей. Вот как обрадовалась девочка, написавшая такое стихотворение
Однажды в воскресение
Зашли мы с мамой в храм
И вдруг я имя Ксения,
Представьте, слышу там!
Вот странно: ведь не дома я
Где вся моя родня
Кто звал меня — знакомые?
А звали... не меня?
... И все молились Ксении
Она, — сказали мне,
— Надежда на спасение
И людям, и стране.
Жила она, блаженная,
Тиха, добра, чиста
Насмешки, унижения
Терпя ради Христа.
В снег и в дожди осенние
На поле, что ни ночь,
Молилась Богу Ксения,
Желая всем помочь!
Теперь вовек в раю она!
Но, говорят, и там,
Святая, вечно юная,
Всё помогает нам.
А я ведь — тоже Ксения!
И люди, и родня
Теплей, чем с днём рождения,
Поздравили меня.
И для того чтоб памятней
День Ангела тот был,
Наш батюшка на память мне
Иконку подарил!
С того же воскресения
Иконка - на стене...
Моли, святая Ксения,
Ты Бога обо мне!
Практическая часть
Я хочу, чтобы этой радостью вы поделились с другими. Особенно мне хочется помочь одной девочке. Её зовут Дина, она должна учиться в нашей школе, но так долго и серьёзно болеет, что очень много времени проводит в больнице. Лечение длительное и очень болезненное. Но я совершенно точно знаю, что Господь, по молитвам святых, пошлёт ей терпение и облегчение и Дина обязательно почувствует себя лучше. Надо только обратиться, позвать на помощь!
Я думаю, ей приятно будет узнать, что можно просить святых, а через них самого Бога о помощи, и верю, что она эту помощь обязательно ощутит, а наше с вами слово может оказаться спасительным.
Кому мы можем его сказать? (Дине, святым, а может, и самому Богу.)
Я хочу вместе с вами приготовить для Дины подарок - открытку, для которой, работая в парах, вы изготовите ангела. Как вы думаете, почему именно ангела? (Потому что хотим обратиться к нашим святым-ангелам).
А теперь готового ангела с вашими пожеланиями прикрепляем на общую открытку. (Ребята подходят к открытке на доске и приклеивают свои работы.)
Посмотрите, какая великолепная открытка получилась! Я обязательно передам её Дине.
Заключительная часть: обращаемся к ключевым словам урока, а также к открытке с пожеланиями.
Как Дина догадается, что мы будем молиться о ней?
(Ответы детей: на открытке изображён храм.)
А что такое храм? (Ответы детей.)
Кого можно просить, чтобы помолились о Дине пред Господом Богом? (Ответы детей: святых.)
Вам, наверное, очень интересно узнать о своих святых. Для этого надо сходить в библиотеку при храме и взять детские книги о жизни святого и его подвигах.
Я вам тоже приготовила подарок - краткий календарь православных имён. По нему вы сможете определить день своих именин и даже составить календарь именин класса, а когда именинник войдёт в класс, вы хором сможете его поздравить. Научить вас, как православные поздравляют друг друга? Они желают многих лет жизни, а на церковнославянском языке - многая лета.
На главную