Тема: «Прием деления, основанный на связи между компонентами и результатом умножения».
(Плотникова Н.Н.)
Цель: -продолжить работу над связью между произведением и множителями.
- развивать вычислительные навыки, умение решать задачи, логическое мышление, умение решать уравнения.
- формирование умения беречь свое здоровье.
Ход урока.
I.Организационный момент.
Друзья, начинаем наш урок. Посмотрите друг другу в глаза, долго и не моргая. Трудно? Зато все вы улыбнулись, а это очень полезно для вашего здоровья. В данный момент у вас работают больше 1000 лицевых мышц.
Ну, а сейчас за работу.
Игры, шутки все для вас!
Пожелаю всем удачи-
И успехов. В добрый час.
II. Проверка домашнего задания.
1) Проверяется знания таблицы умножения 2,3х.
- Встаньте все мои, друзья!
Табличку хочу проверить я.
2*5-сколько раз ногами топнем?
3*3-а в ладоши сколько хлопнем?
2*4-сколько раз потянемся?
И сидеть останемся!
На доске: (нарисован домик из 5-ти геометрических фигур.)
- Из каких геометрических фигур состоит домик?
- Давайте построим еще несколько домиков.
- Чтобы быть хорошим строителем, надо знать табличку (х2, х3).
Соревнования по рядам: (если ученик решил правильно, рисует часть домика, домик состоит из 5 геометрических фигур, с каждого ряда приглашается 5 человек.)
1й ряд 2й ряд 3й рад
2*6 2*9 2*3
3*7 3*8 3*5
2*2 2*10 2*1
8*2 9*2 3*2
10*3 3*6 3*4
2) Проверяется решение примеров №4
76+18=94 63-37=26
76-18=58 51+45=96
- ответ первого примера увеличивается на 4 (100)
- ответ второго примера разложите на сумму разрядных слагаемых (50+8)
- в третьем ответе увеличьте число десятков на 2. (46)
- в четвертом ответе уровняйте число десятков и число единиц. (99)
III. Устный счет:
Ну-ка в сторону карандаши,
Ни костяшек, ни ручек, ни мела.
Устный счет
Мы творим это дело
Только силой ума и души.
Задачу читает лучший ученик (прикрепленную на жалюзи)
Вареная баранина переваривается в желудку 1ч, говядина на 1ч больше, а жареная свинина столько, сколько говядина и баранина вместе.
Сколько часов желудок переваривает жареную свинину?
- Что известно в задаче. (1 час желудок переваривает баранину)
- Что надо узнать? (сколько часов переваривается в желудке говядина)
- Как узнаем? 1+1=2(ч)
- Прочитайте еще раз вопрос.
-Мы ответили на этот вопрос? (нет)
- Какое еще действие нужно выполнить? 2+1=3(ч)
Что полезнее кушать?
Следующая задача лежит на цветке.
Ваня любит витамины.
Он купил 2 апельсина
10 яблок, 2 банана.
Все в порядке у Ивана.
Половину фруктов кушать он не будет.
Другу дать не позабудет.
Сколько каждый фруктов съест?
А зачем нужно кушать фрукты (это полезные продукты)
Что вы скажите о Ване? (хороший друг делится фруктами)
Какая фигура должна быть в пустой клетке?
- Сложите такую фигуру из палочек.
- Как называется?
- Сколько квадратов?
- Уберите две палочки, чтобы осталось 3 квадрата.
- Как найти периметр квадрата?
- Уберите одну палочку, чтобы появилась другая фигура.
- Какая фигура появилась?
- Как найти периметр прямоугольника?
1й-р (сложением).
-Какие еще способы знаете? (а*2+б*2; (а+б)*2;)
IV. Актуализация знаний.
Учитель читает задачу.
На пришкольном участке дети посадили 18 кустов черной смородины в 2 ряда поровну.
Сколько смородины было в каждом ряду?
- Сколько кустов дети посадили? (18)
- Как сажали (в 2 ряда)
- Давайте посадим и мы на доске, представим смородину кружочками, в 1й, 2й ряд до 18.
- Ребята, если посадили поровну в 2 ряда 18 кустов, какое действие надо произвести. (деление)
- Давайте разделим (18:2=9 (к))
- Какие знания помогли вам разделить. (знания таблицы умножения двух)
- Как таблица умножения помогла Вам. (мы знаем, что 2*9=18, а если 18:2=9)
Ребятки, а зачем дети посадили смородину. (В ее ягодах очень много витаминов).
- Да, эти ягоды укрепляют иммунитет человека, повышают в организме витамин С.
Работа над темой урока.
- Давайте посмотрим на треугольники. (с. 132. Учебник М.И.Моро и другие)
- Что можно сказать об их расположении по горизонтали.( 4 треугольника в 3 рядах)
- Что можно сказать о 1м примере (запись соответствует расположению треугольников)
- Как называется число 4? ( первый множитель )
число 3? (второй множитель)
число 12? (произведение – результат умножения)
- Как появился 2й пример (из первого)
- Каким образом? (произведение 12 разделили на первый множитель, получили второй множитель 3).
Физминутка!
К речке быстрой мы спустились (шагаюсь)
Наклонились и умылись,
Раз, два, три, четыре.
Вот так славно освежились.
А теперь поплыли дружно
Делать так руками нужно
Вместе – раз, это брасс,
Одной, другой – это кроль,
Вместе как один, плывем как дельфин
Вышли на берег крутой
И отправились домой.
- Что нужно посоветовать тем кто плавает, это очень полезная процедура.
(плавать только в знакомых местах)
Закрепление.
Используя данный вывод решим коллективно №1 с. 132 (1а, 2й столбик), (3й столбик дома)
5*2=10 3*9=27 8*4=24
10:5=2 27:3=9 24:8=3
10:2=5 27:9=3 24:3=8
Дети рассуждают вслух.
Знакомство с решением уравнений.
Х*5=15 (письменно).
- Уравнение содержит, какой знак (*)
- Что неизвестно (1й множитель)
- Как найти первый множитель? (делением)
- Какие компоненты разделим (произведение 15 разделю на 2й множитель 5, получу 3)
Аналогичная работа с уравнением:
7*х=7 (устно).
Сравни, не вычисляя результат
35*3 - 35+35
10*0 - 0*40
65*8-65 - 65*9
Решение задачи №2 С.132 (коллективно, письменно)
В книге 18 страниц. Юра читал каждый день по 6 страниц. За сколько дней Юра прочитал книгу?
- Книга похожа, на какую геометрическую фигуру? (прямоугольник)
- Давайте обозначим странички прямоугольником.
- Сколько в книге страниц? (18)
Ученик рисует 18 прямоугольников (клетка и две в низ)
- Сколько читал в день?(по 6 страниц)
- Обозначьте дугой по 6 страниц,
- За сколько дней Юра прочитал книгу?( за 3)
- Как узнали?
18:6=3 (д)
Составьте обратные задачи и решим их устно:
Юра Чита книгу 3 дня, каждый день по 6 страниц. Сколько страниц в книге? (18)
- Как узнали? 6*3=18 (с)
- или 3*6=18(с)
Какой прием применили? (Прием перестановки множителей).
В книге 18 страниц. Юра прочитал ее за три дня. Сколько страниц читал мальчик в день?
Юра за сколько дней прочитал книгу ( за 3). Сколько в ней страниц?
Значит, он разделил все эти страницы на 3 дня.
Как узнать, сколько страниц он читал в день. (18:3=6 (с))
Что хотите посоветовать Юре? ( Не читать при плохом освещении, лежа, и во время еды, не пачкать книгу)
Устно №3 (с.132)
Гимнастики для глаз (на стенде)
В неделе 5 рабочих дней. Сколько рабочих дней в двух неделях? 3х неделях?
- Хлопните сколько рабочих дней в неделе (5)
- Как изобразим на доске одну рабочую неделю (дугой)
5д 5д 5д
- Изобразите две недели ( сколько дней в двух неделях (10)) Как узнали 5+5=10 (д)
А в трех неделях изобразите, узнайте 5+5+5=15(д), 5*3=15(д)
Почему мы смогли заменить сложение умножением (потому что умножение- это сложение одинаковых слагаемых)
Работа над задачей №4, С.132
Рабочих дней 5. А сколько всего дней в неделе? (топните)
Задачу читает ученик, другой оформляет краткую запись у доски:
На каникулах Ваня был в спортивном лагере 3 недели, а в деревне у бабушки на неделю меньше, чем в лагере. Сколько всего дней был в спортивном лагере и в деревне?
На доске краткая запись:
В лагере - 3 недели
В деревне -?(н) – на одну неделю меньше
? (д)
В задаче говорится о наших временных промежутках. ( о неделях)
А в вопросе, что надо узнать? (о днях)
- Какое преобразование нужно сделать в задаче? (перевести недели в дни)
- Три недели это сколько дней? (21)
- Как узнали (7 взяли 3 раза 7*3=21(д))
- Какой первый вопрос поставим в задаче?
Сколько дней был Ваня в деревне?
- Как узнаем
1)21-7=14 (д)- был у бабушки
Как звучит вопрос задачи?
Как на него ответить?
21+14=35(д).
Закрепление ранее изученного материала. На столах у каждого ребенка шарик.
На доске запись:
Х-30=26
- Как называются числа при вычитании (уменьшаемое, вычитаемое, разность)
Нарисуйте шарик и спускайте его. Какому компоненту при вычитании соответствует спускаемый шарик( уменьшаемому).
Чтобы найти уменьшаемое, что сделать нужно с шариком (надуть), а, если надуть, это прибавить или вычесть(+)
- Каким действием будем решать это уравнение(+)
На доске: 37+х=83
Х+16=18
- А каким действием будем решать эти уравнения? (-).
На доске начерчен прямоугольник, со сторонами 2 см и 4 см. Найти периметр.
1й ряд только используя знак +
2й и 3й используя знак + и умножить (*)
Итог урока
1. Число полученное при умножении (произведение)
2. Название компонента действия умножения (множитель)
3. Какая геометрическая фигура имеет три стороны и три угла (треугольник).
4. Результат деления (частное).
5. Каким действием находится вычитаемое (вычитание).
6. Каким действием находится уменьшаемое (сложение)
7. При умножении на какое число, получаем то же число (единица).
Ключевое слово
Действие обратное умножению (деление).
Благодарю за работу всех, мои друзья!
Оценки многим поставлю я.
Встаньте, кто считает, что работал на 5, 4, 3.
Дома: №1 3й столбик С.132. №5 с проверкой. С.132
На главную