Задачи:1.Выявить отличительные черты и символический смысл иконографического типа Пресвятой Богородицы.
2.Развивать исследовательские навыки, аналитические способности, образное и логическое мышление.
3.Способствовать духовно-нравственному и эстетическому воспитанию учащихся.
Тип урока: комбинированный.
Форма урока: урок-исследование.
Оборудование: видеомагнитофон, репродукции икон Богородицы.
План урока.
1.Музыкальное вступление.
2.Повторение. Беседа.
3.Сообщение темы и цели урока.
4.Рассказ ученика о написании первой иконы.
5.Исследовательская работа в группах.
6. а). Расшифровка символического типа Богородичной иконы.
б). Чтение стихотворения М.Волошина «Икона Владимирской Богоматери».
в). Отзыв учащихся о понравившейся иконе.
Ход урока.
1.Звучит «Богородице, Дево, радуйся!» Г. Пономаренко.
-Этими словами Архангел Гавриил возвестил Деве Марии, что она обрела благодать у Бога, и от нее родится истинный Бог и истинный Человек – Иисус Христос.
На предыдущем уроке мы с вами познакомились с православной иконой, с ее назначением и изобразительными особенностями. Давайте вспомним изученное. -С какого языка и как переводится слово «икона»?
-Кого изображают на иконах?
-Почему иконописное изображение отличается от живописного?
-Почему иконы Богородицы особо почитают на Руси? (Звучит стихотворение В. Чуприны «Богородица».)
-Как вы думаете, почему Богородицу называют Пресвятой?
Сегодняшний наш урок посвящен иконам Пресвятой Богородицы. Мы познакомимся с Разными типами икон Пресвятой Богородицы.
А начнем мы наше знакомство со Священного предания о написании первой иконы Пресвятой Богородицы
Рассказ ученика о написании первой иконы Богородицы.
А сейчас мы приступим к работе в группах.
План работы в группах.
1.Рассмотрите внимательно репродукции икон Богородицы.
2 .Распределите их по сходным принципам на три группы.
3Сделайте вывод по работе.
Итак, мы с вами убедились, что иконы с изображением Богородицы условно можно
разделить на три основных иконографических типа:
1.Одигитрия (Путеводительница).
2.Елеуса (Умиление).
3.Оранта (Молящаяся).
Разновидности: «Великая Панагия», «Знамение», «Неупиваемая чаша».
Вы должны знать, что деление на группы условно и служит для ориентира в огромном мире православной иконы. Существует множество других икон Богородицы, которые представляют собой особые композиции, хотя в них все же прослеживаются типологические признаки.
-Какие, например, иконы есть у вас дома? Что вы можете о них рассказать? ( Рассказ учеников об иконах, что находятся у них дома.)
- Древнерусский образ Богоматери вобрал в себя такое богатство переживаний, нравственных понятий, духовных стремлений, такое смятение великих драм, исторических деяний повседневных происшествий, такое обилие чудес, а рядом с ними -такую пронзительную беспомощность людскую перед неведомыми силами, что и поныне образ этот может считаться одним из самых знаменательных явлений народной культуры нашего прошлого.
Звучит « Аве Мария» А. Малютченко. На фоне музыки учитель читает стихотворение Т. Кривенко «Пресвятая Богородице, спаси».
Домашнее задание: Ваше размышление над вопросом, каково назначение иконы в нашей современной жизни?