Экологическая игра: «Экология устами младенца».
Оборудование:
Глобус, предметные картинки, фотографии, жетоны, ракушки, маски.
Цель: Дать представление о полной взаимосвязи человека и природы; об ответственности за окружающий человека мир природы, показать детям, что человек - работник в царстве природы; учить детей выполнять законы природы, показать, что необходимо как для здоровья человека, так и для здоровья природы; воспитывать интерес к окружающему миру; воспитывать чувство осознания своего единства с окружающим миром, воспитывать любовь к родному краю, природе; развить активность и самостоятельность, воображение и творческие способности.
Ход игры.
I. Организационный момент.
Начинается игра
Она пойдёт ребятам впрок.
Постарайтесь всё понять
Многое узнать.
Учитель:
Сегодня на уроке мне понадобится ваше внимание, поддержка и помощь.
- Закройте глаза, опустите голову и вслушайтесь в слова:
«Если мы закроем глаза, то ничего не увидим.
Ничего и раньше не было кроме тьмы.
И было так до тех пор, пока не появился голубой сверкающий шар.
Это - Земля. Жизнь начинается
Мир ослепительно переливается.
И как важно чтобы это продолжалось вечно». (Показ глобуса.)
Вопросы:
- Что подразумевается под всем живым?
- Что необходимо для жизни?
- Как вы понимаете слово «охрана»?
1. Звезда благодаря которой существует жизнь на земле. (Солнце).
2. Вещество, которое существует на нашей планете в трёх состояниях. (Вода).
3. Плодородный слон земли. (Почва).
4. Смесь газов. (Воздух).
Учитель:
Итак, дорогие друзья, мы рады приветствовать вас на развлекательной
программе «Экология устами младенца».
Мы обобщим знания полученные вами на минутках экологии, познакомимся с обстановкой в природе, вызывающей
экологическую тревогу, расскажем о том, как стараемся охранять нашу родную природу.
Сегодня за право называть себя лучшими экологами класса будут бороться три команды:
1. «Росинка».
2. «Льдинка».
3. «Снежинка».
Каждая команда получает жетон, на котором будут отмечать свои личные правильные ответы крестиком. При подведении итогов по этим жетонам будет определяться лучшая команда и лучший эколог класса.
Итак, друзья, начнём программу!
Проблем у нас большой запас.
А для кого они? Для вас!
Эко - раз... команда «Росинка».
Эко - два... команда «Льдинка».
Эко - три... команда «Снежинка».
Рассказ учителя:
«Экое» по - гречески значит «дом», «логос» - «ученье, наука» Экология - это наука о нашем общем ломе Термин «экология» был предложен в 1866 году немецким биологом Эрнестом Геккелем. Но только со второй половины XX века человечество приступило к изучению взаимодействия организмов между собой и с окружающей средой. Всё живое на Земле взаимосвязано, причем так точно, что микроскопическое происшествие на уровне мельчайших бактерий способно привести к необратимым последствиям в жизни людей.
I. «Экологическая тревога». Вода.
Учитель: Что объединяет название ваших команд?
(Вода, лед, снег – состояние воды – жидкое и твердое)
- Чем отличаются роса, лёд и снег? (Ответы детей).
Учитель:
Оказывается, вода находится в опасности. Бурное развитие промышленности в начале XX века привело к значительному загрязнению водоёмов. А какая нам нужна вода?
Ответ: Чистая.
Воды на земле одновременно и много и мало. В последние столетия помимо естественного загрязнения природных источников частицами почвы, горными породами, минеральными солями возникла проблема коммунального, промышленного, сельскохозяйственного загрязнения воды.
- Как называется река, которая протекает через нашу станицу?
- Ответ детей: Сосыка.
Ещё совсем недавно она текла чистая и прозрачная со студеной водой.
Ученик:
Бежит она, струится,
Сверкает и журчит...
Зарю встречают птицы.
Кружатся у ракит.
Щебечут над волною,
Ой, небо голубое!
Ой, реченька - река!
Учитель:
К реке спешили животные, чтобы напиться; дети - чтобы искупаться, рыбаки - наловить рыбы. Все любили эту реку. Но вот однажды река загрустила, она стала разноцветной серой, желтой, красной, чёрной.
Ученик:
Плачет малая речонка.
Одолел речонку страх.
Стала речка тонкой - тонкой,
Обмелела на глазах
- Ребята, вспомните отчего река стала цветной?
Источники загрязнения воды: (Ответы детей).
1. Сточные воды заводов.
2. Разлив нефти.
3. Мусор который кидают люди.
Сообщение ученика:
Один литр сточных вод приводит в негодность сто литров чистой воды. Завод в одну минуту выбрасывает двадцать пять литров отходов.
Ученик:
Пусть на земле не умирают реки,
Пусть стороной обходит их беда,
Пусть чистой остаётся в них навеки
Студеная и вкусная вода.
Пусть никогда не зарастает тиной
Тот берег, на котором я стою...
Большие дяди, взрослые мужчины
Храните речку светлую мою.
Учитель:
Есть ещё один водоём, который сейчас в опасности. Возьмите в руки ракушки, которые вы принесли, закройте глаза и послушайте.
- Что это были за звуки? (Звуки моря).
А какие моря есть в нашем крае?
Посмотрите на доску. (Рисунки о море).
Почему Чёрное море называют Чёрным?
Сообщение ученика: Одна из турецких легенд гласит, что в море покоится богатырский меч, брошенный туда по просьбе умирающего волшебника Али. Море кипит, волнуется, пытается выбросить оружие и от гнева становится чёрным. Существует много версий о происхождении названия Чёрного моря, но к единому мнению ученные пока не пришли.
Ученик: Море - это кладовая различных богатств. Люди должны всё делать для того, чтобы жизнь в море продолжалась! За последние пятьдесят лет в море исчезло около тысячи биологических видов, которые никогда не будут восстановлены. И в этом виноват человек.
II. «Экологическая тревога». Воздух.
Он прозрачный невидимка,
Лёгкий и бесцветный газ.
Невесомою косынкой
Он окутывает нас.
Летом он бывает тёплым,
Веет холодом зимой,
Когда иней красит стёкла
И лежит на них каймой.
Мы его не замечаем,
Мы о нём не говорим.
Просто мы его вдыхаем
Ведь он нам необходим.
Ученик: Всем нужен чистый воздух. Но он тоже в опасности Вы ходите по улицам, дышите тяжёлым, загазованным воздухом. Никогда не останавливайтесь на улице возле автомобиля с работающим двигателем. Если у тебя дома кто нибудь из взрослых курит, попроси не делать этого в квартире. Дым сигарет - опасный загрязнитель воздуха. Не гуляй по улице во время тумана - это может быть смог, разводи комнатные растения, которые очищают воздух, деревья, кустарники, цветы очищают городской воздух.
III. «Экологическая тревога». Земля.
Ученик: Из всех природных ресурсов нашей планеты самое большое богатство - земля. Она наша кормилица. Мы должны беречь землю, заботится о ней, умножать её плодородие. Вы знаете как много полей в нашем районе. Они дают очень разные урожаи.
А как люди относятся к своей кормилице - земле? Они разрушают верхний плодородный слой земли, а чтобы получить большой урожай, чрезмерно удобряют ее химическими удобрениями. Этим наносят невосполнимый вред земле - кормилице и здоровью людей.
Ученик: Она нам не жалеет ничего,
Даря свои бесценные дары,
И требуя взамен лишь одного,
Чтоб люди были к ней добры.
Будь благодарен каждому клочку земли.
Куда ступал ты на веку?
Земля тебе дарует благодать
Дает тебе вей то, что может дать.
V. «Экологическая тревога». Лес.
Ученик: Люди не могут обойтись без леса. Без него уже давно бы прекратилась жизнь на земле. Ведь листья деревьев, трава поглощают углекислый газ и выделяют кислород, которым мы дышим. Если человек может прожить без пищи больше месяца, без воды пять дней, то без кислорода не более трёх минут. Лес это лёгкие нашей страны. Поэтому лес надо беречь!
Шуми, шуми зеленый лес!
Знаком мне шум твой величавый,
И твой покой и блеск небес
Над головой твоей кудрявой.
VII. Конкурс «Загадки».
1. В трубе задерживает дым, пыль, есть в сигаретах (Фильтр).
2. Чёрный воздух, облако, как пыль, бывает, когда топят печку. (Дым).
3. Там квакают лягушки и растут камыши (Болото).
4. Это когда не бывает дождя, жарко, как в пустыне. (Засуха).
5. Его выдыхают животные и люди, от него гибнет всё живое. (Углекислый газ).
6. То, что нас везде и всегда окружает (Природа).
7. То, что идёт от солнца, а вечером от лампы (Свет).
8. Маленькие санитары природы, мы их не видим. (Микроорганизмы).
9. Его выделяют растения. (Кислород).
Итог игры.
Учитель:
Вы на славу потрудились сегодня, рассказали о том, что человек должен жить в мире с природой, учились соблюдать законы природы. Мы подсчитали ваши жетоны и оказалось что;
Лучшей командой сегодня была....
Лучшими игроками в этой команде были ....
Лучшим экологом класса стал ....
Ученик:
Нас много, ребята!
Везде, где живём,
Деревья посадим.
Сады разведём!
Берегите эту землю, эту воду. Даже малую былиночку любя. Берегите всех зверей внутри природы, убивайте лишь зверей внутри себя.