Урок литературы 7 класс Е. Л. Шварц «Тень»
Тема: «Герой драматического произведения и средства создания его характера». (Багмет Е.Л.)

Цель:

- закрепить знания о драме как роде литературы;
- вспомнить изученное по теории литературы о драматических жанрах;
- научить видеть и чувствовать, как природа жанра проявляется в сюжете, в образной системе, как ею обусловлены средства создания характера героя;
- развивать творческое мышление и воображение, творческие способности учащихся;
- прививать интерес к литературе как искусству слова, к драматическим призведениям;
- формировать умение видеть в произведении автора и авторское отношение к героям и событиям.

Эпиграф к уроку
Я всегда подозревал, что пишу чистую правду.
Г. Х. Андерсен

Ход урока.

Фронтальный опрос.

-Ребята, сегодня мы продолжим разговор о драматическом произведении, но прежде ответьте на вопросы:
-В чём особенности драмы как рода литературы?
-Какие драматические жанры вы знаете? К какому относится пьеса Е. Л. Шварца «Тень»? Почему?
-Какие герои драматических произведений вам запомнились? И сегодня нам предстоит ответить на главный вопрос: «Как, какими способами автор создаёт характер героя драмы?

Проверка домашнего задания.

Дома вы должны были написать мини-сочинение «Моя роль», послушаем некоторые из них.

Работа по теме урока.

-Давайте откроем 1 страницу пьесы и заглянем в афишу.
-Кто в списке действующих лиц указан первым? А вторым? Можно ли судить о конфликте пьесы, используя порядок и способ называния автором действующих лиц? Почему второй персонаж назван не просто Тень, а Его тень? Какую роль здесь играет притяжательное местоимение? (указать на признак предмета по его принадлежности).
-Что можно сказать об этих персонажах? (они противопоставлены друг другу).

-Найдите ещё одну пару персонажей, противопоставленных друг другу. (Принцесса-Анунциата). Обратите внимание на их местоположение в списке действующих лиц.
-Как можно охарактеризовать других персонажей? (Все действующие лица характеризуются через их отношение к главному герою-Учёному).
-Ребята, кто же главный герой пьесы?
-Какой герой ближе автору, на ваш взгляд?

-Что беспокоит Учёного? О чём он мечтает? (с.376)
-Как, при помощи каких средств, создаёт автор образ героя?
1) Речь (реплики, внутренний монолог),
2) Самохарактеристика (с.422),
3) Характеристика другими персонажами,
4) Поступки (учёный идёт на смерть ради торжества истины),
5) Ремарки.

-Кто из персонажей, как мы уже говорили, противопоставляем Учёному?
-Посмотрим значение слова «тень» в «Толковом словаре русского языка». Если обобщить эти значения, то имя главного противника Учёного можно объяснить как противоположность всему светлому.
-Проследим, как автор создаёт образ Тени.
-Что говорят о тени другие персонажи? (с.392)

-Самохарактеристика тени (с.429)
-Как Тень поступает с другими?
-Как говорит?
-Итак, мы видим столкновение двух миров: мир света, который представляет Учёный, и мир тьмы, который представляет Тень.
-За что борется Учёный? (за счастье всех людей, любовь, доверие).
-А что же является тенью?
-Отрывок пьесы, проинсценированный ребятами, поможет нам разобраться в этом. (Инсценировка беседы Учёного с Тенью.)
-С чем приходится бороться Учёному?
-Ответив на этот вопрос, мы поймём, в чём конфликт пьесы (борьба: 1 добра и зла; 2) в душе человека с теневой стороной).
-А теперь поговорим об идее пьесы.

-Обратите внимание опять на афишу. Что объединяет всех героев, кроме Учёного и Анунциаты? («людоеды» и «круг настоящих людей»; мы судим по ним о различных теневых сторонах нашей жизни, они становятся своеобразными иллюстрациями человеческих пороков).
-Обратите внимание на то, что последняя, решающая сцена проходит без участия Тени? Что подчёркивает этим автор? Найдите слова Учёного об этом на странице 423. Тень-герой пьесы сам по себе не страшен без «веры» в него «людоедов» и «круга настоящих людей».
-Как вы понимаете слова Г. X. Андерсена, послужившие эпиграфом к уроку:

«Я всю жизнь подозревал, что пишу чистую правду»?

Итог урока.

Назовите средства создания характера героя в драматическом произведении.

Домашнее задание:

1) Согласны ли вы с такой точкой зрения, что Учёный и Его тень-это что-то вроде двух сторон одной медали?,br> 2) Поразмышляйте над отрывком из поэмы С. Есенина «Чёрный человек»
3) Попробуйте создать сценарий любимого рассказа (с. 443)



На главную
Hosted by uCoz