Система воспитательной работы учащихся по патриотическому направлению

Срок освоения программы: рассчитана на 5 лет (7-11 класс)
Составитель программы: учитель информатики, классный руководитель Ясеновская Л.Н.



Пояснительная записка.

Исходя из проблемы школы «Развитие творческого потенциала классного руководителя», моя работа, как классного руководителя, ведется по следующим направлениям:
- Военно-патриотическое направление;
- Нравственно-эстетическое;
- Экологическое воспитание;
- Трудовое воспитание;
- Воспитание по программе «Здоровье».

Патриотическое воспитание считаю приоритетным направлением в своей работе. Поэтому предлагаю разработанную мною программу по направлению: «Патриотическое воспитание школьника». Главное в этой программе – системный подход в формировании гражданской и патриотической позиции школьника, создание условий для его самопознания и самовоспитания. Программа используется в школе с 7 по 11 класс. Она включает в себя шесть направлений, связанных между собой логикой формирования гражданина России.

Данная программа реализуется через четкий план воспитательной работы в классе, в котором отражены основные направления работы классного руководителя с активом класса, родительской общественностью, со всеми членами классного коллектива.

Цели:

1. Идеальная (в перспективе): воспитать Гражданина Мира, гармонично развитого Человека.
2. Реальная: воспитание гражданина, любящего свою семью, школу, станицу, край, Россию; человека культуры и нравственности.

Задачи по направлениям:

1. Краеведческое и патриотическое: освоение традиционной культуры своего народа, изучение и овладение опытом предыдущих поколений, изучение своей родословной.

2. Экскурсионно-туристическое: воспитание потребности в изучении истории родного края, станицы, района.

3. Тимуровское движение: объединить усилия для добрых и полезных обществу дел. Оказание помощи участникам и вдовам ВОВ, участникам военных действий в Афганистане, в Чечне, уход за могилами. Шефство над учителями-пенсионерами. Участие в различных движениях и благотворительных акциях.

4. Физкультурно-оздоровительное: воспитание здорового спортивного соперничества между детьми и коллективами, способствовать реализации идеи объединения спорта и искусства, гармоничного их сочетания в жизни человека, прививать навыки здорового образа жизни, проводить работу по профилактике детского травматизма и правонарушений, активизировать работу с социумом.

5. Экологическое и трудовое: прививать любовь к природе, воспитывать потребность в ее защите от негативных явлений, изучать природу родного края. Прививать трудовые навыки каждому ребенку, воспитывать потребность заботиться о чистоте, уюте, порядке дома, в классе, в школе; прививать принятые в обществе трудовые нормы.

6. Литературно-музыкальное: прививать художественный вкус, развивать потребность в общении с искусством, изучать произведения и творчество местных писателей и поэтов, художников, воспитывать культуру общения.

Предполагаемые результаты деятельности:


- понимание учащимися ценности человеческой жизни, справедливости, бескорыстия;
- уважение человеческого достоинства, милосердие, доброжелательность;
- умение увидеть прекрасное в окружающей жизни, участие в различных кружках, в художественной самодеятельности;
- осознание учеником роли знаний в жизни человека;
- умение пользоваться правами ученика, выполнение роли хозяина в школе, поддерживающего обстановку доброжелательности и радости общения, уважения друг к другу;
- формирование ценностного отношения своей малой и большой Родине, убежденность учащихся в том, что настоящий гражданин гордиться своей Родиной, изучает ее историко-культурное и духовное наследие, верен своему гражданскому долгу и готов к защите Отечества;
- воспитание экологической культуры, учащиеся должны серьезно задуматься над своим существованием на планете Земля и над тем, как ее сохранить,
- получение хорошей базы для самоопределения и профориентации.

Система воспитательной работы по патриотическому воспитанию

Учебно-методический комплект:

1. Богуславская И. А. Деятельность классного руководителя в современной школе. М.: Народное образование 1999, № 6.
2. Бочкарев В. И. Социально-педагогические основы школьного самоуправления. М., 1997.
3. Волохова Н.Г. и др. Сценарии школьных праздников. Ч. 1. М.: Центр «Педагогический поиск», 2002.
4. Научно-методический журнал «Классный руководитель», Изд. Москва, 2000-2007.
5. Гребенкина Л.К. и др. Сценарии классных часов. Часть1, М.:Центр «Педагогический поиск», 2002.
6. Гуткина Л. Д. «Планирование и организация воспитательной работы в школе» М.: Центр «Педагогический поиск», 2002.
7. Караковский В. А. Стать человеком. Общечеловеческие ценности – основа целостного учебно-воспитательного процесса. М., 1993.
8. Сезонов В.П. Организация воспитательной работы в классе. М.: Центр «Педагогический поиск», 2002.
9. Щуркова Н. Е. Новое воспитание. М.: Педагогическое общество России, 2002.
10. Чернявская А. П., Байборода Л.В. Воспитание сельского школьника. М.:Центр «Педагогический поиск», 2002.
11. Шин С.А. Сценарии школьных праздников, вечеров, дискотек для выпускных классов. Изд. «Феникс;, 2004.
12. О.М. Сухова «Праздники в школе», изд. «Учитель», 2003.
13. Н.А. Касаткина «Уроки знаний. Классные часы». Изд. «Учитель», 2001.
14. Газета «Последний звонок», 1994-2007.



Приложение 1.

План проведения антиникотиновой, антиалкогольной и антинаркотической декады в МОУ СОШ №4.

№ п/п Мероприятия Класс
1. Линейка – открытие месячника. 7 - 11
2. Круглый стол «Дети против наркотиков» с приглашением специалистов. 11
3. Конкурс плакатов «Мы за здоровый образ жизни».7-11
4. Конкурс плакатов « Умей сказать нет».8-9
5.Анкетирование родителей и учащихся на тему декады. 8-11
6. Беседы с учащимися «группы риска». 7-11
7. Классные часы, беседы по профилактике вредных привычек и пропаганде здорового образа жизни. 7-11
8. Родительское собрание, беседы с родителями на тему «Это должен знать каждый родитель».7-11
9. Сообщения, творческие работы учащихся на уроках биологии, ОБЖ, физкультуры, обществознания о вредных привычках и их последствиях.7-11
10. Просмотр кинофильма по профилактике вредных привычек. 7-11
11. Выставка книг в библиотеке для детей и родителей.7-11
12. Конкурс сочинений «Почему я никогда не буду курить».7-11
13. Внеклассные мероприятия на тему «Не отнимай у себя завтра». .8-11
14.День здоровья под девизом «Мы против». 7-11
15. Подготовка к игре «Зарница» под девизом «Мы за здоровый образ жизни». 7-11
16.Линейка – закрытие декады. 7-11

Директор МОУ СОШ №4 Л.В. Бойко





Приложение 1.

План проведения месячника оборонно-массовой и военно-патриотической работы в МОУ СОШ №4.

1. Линейка - открытие месячника.
2. Классные часы «Солдаты мира и свободы» (знакомство с собранными в ЗТВ материалами).
3. «Уроки мужества» с участием ВОВ, воинов-интернационалистов, воинов уволенных в запас, курсантов военных училищ.
4. Просмотр кинофильма на военную тематику (посещение кинотеатра им. Кирова). 5. Конкурс стихов «Подвиг народа жив в веках».
6. Конкурс рисунков «Защитник Отечества».
7. Конкурс плакатов «Посвящается воину-победителю».
8. Выставка книг в библиотеке, посвященная Победе в ВОВ.
9. Викторина «Непобедимая и легендарная» (поисково-исследовательская работа).
10. Посещение музея «Наши герои», «Партизанский отряд Степной» и др.
11. Акция милосердия.
12. Встреча с воинами-интернационалистами «Пример для подражания».
13. Выставка работ по военно-прикладному моделированию «Слава нашей армии»
14. Посещение ЗТВ «Интервью с ветеранами» (оказание посильной помощи, поздравление с праздником).
15. Посещение воинской части г. Тихорецка.
16. Сдача нормативов по физ. подготовке.
17. Создание лекторской группы из числа старшеклассников для проведения бесед на военную тематику.
18. Соревнования по
- стрельбе из ПВ,
- сборке и разборке АК,
- мини-футболу,
- баскетболу,
- пионерболу.
19. Внеклассные мероприятия, конкурсные программы «Сильный, ловкий,
смелый» (7 -8 кл.), «Будем в армии служить» (10-11 кл.).
20. Посещение музея в ст. Павловской.
21. Уход за памятниками и обелисками погибших.
22. Посещение захоронений воинов на кладбище (возложение цветов).
23. Линейка – закрытие месячника. Награждение победителей.

Директор МОУ СОШ №4 Л.В. Бойко





Приложение 3.

План проведения военно-спортивной игры «Зарница» в МОУ СОШ №4.

I. Цели и задачи:

- совершенствование у учащихся морально-психологической, физической и специальной подготовки;
- формирование качеств, необходимых при возникновении ЧС
и на военной службе;
- популяризация физической культуры;
- военно-патриотическое воспитание молодёжи;
- реализация программы «Здоровье».

II. Сроки и место проведения:

Сроки: конкурс «Смотр строя и песни» проводится 21 мая в 14-00
Все остальные конкурсы игры проводятся 19 мая в 8-30.
Место: школьный двор, территория Атаманского станичного округа.

III. Участники игры:

учащиеся 5-11 классов, из них:
- классные коллективы 5-9 классов создают военизированные отряды, куда входят все учащиеся класса (оформляется заявка на участие с распределением всех должностей и поручений: командир отряда, заместитель командира, стрелки, гранатомётчики, разведчики, санитары, повара – 2, костровые – 2);
- учащиеся 10-х классов закрепляются за классным коллективам 5-9 классов в качестве инструкторов по подготовке к различным конкурсам игры «Зарница»;
- учащиеся 11-х классов привлекаются к судейству спортивных конкурсов на этапах игры «Зарница».

IV. Форма одежды

– все участники игры «Зарница» должны быть в спортивной форме (трико, кеды или кроссовки);
- обязателен головной убор;
- каждый участник игры должен иметь личное снаряжение: сумка-рюкзак, кружка, тарелка, ложка, фляжка с водой.

V. Программа конкурсов и соревнований:

1. Смотр строя и песни.
2. Разжигание костра и пережигание нити. (Бивак).
3. Стрельба из пневматической винтовки.
4. Метание гранаты в горизонтальную цель.
5. Соревнование разведчиков «Ориентирование на местности».
6. Медицинская подготовка (соревнования санитаров).
7. Мышеловка.
8. Переправа через водное препятствие.
9. Конкурс «Силачи» (перетягивание каната)

VI. Критерии оценивания конкурсов:

все конкурсы оцениваются по 5-бальной системе.

1. Смотр строя и песни (прохождение торжественным маршем с песней, отработка строевых команд «Направо», «Налево», «Кругом», «Равнение на ……», «Равняйсь – Смирно», рапорт командира отряда, приветствие). В конкурсе участвуют все члены отряда учащихся 7-11 классов. Учитывается торжественность строевого марша, правильность в выполнении команд командира, чёткость рапорта, приветствия отряда, исполнение песни, присутствие парадной формы.
Учащиеся 10-11 классов участвуют в данном конкурсе с показательными выступлениями, учитывая все вышеперечисленные критерии.
2. Бивак. Разжигание костра: заранее заготовленными дровами необходимо пережечь нить, натянутую на высоте 25 см.
Пережигание нити – 5
Не пережигание – 2
3. Стрельба из ПВ. Зачёт по двум стрелкам: мальчик и девочка.
Расстояние 5м. Каждый стрелок производит 5 выстрелов по падающей мишени (за каждую сбитую мишень – 1 балл)
4. Метание гранаты: участвуют 2 мальчика. Каждый метает 3 гранаты. Метание гранаты на точность, необходимо попасть в квадрат 2х2 м с расстояния: 7 класс – 10м, 8-9 класс – 15м, 10-11 класс -20м. Три попадания – «5», 2 попадания - «4», 1 попадание – «3», 0 попаданий – «2».
5. Медицинская подготовка (соревнования санитаров)
Санитарам необходимо знать и рассказать:
7-8 кл. – Что такое рана, виды ран. Первая медицинская помощь.
9-10 кл. – Что такое рана, виды ран. Что такое кровотечение, виды кровотечения. Первая медицинская помощь.
11 кл. – Что такое рана, виды ран. Что такое кровотечение, виды кровотечения, способы остановки кровотечений. Первая медицинская помощь.
Оценка: - «5» - полный правильный ответ, «4» - некоторые неточности в ответе, «3» - ответ неполный или с ошибками.
6. Переправа через водные препятствия: Класс в полном составе должен переправиться через водную преграду, не коснувшись воды.
Оценка «5» - никто не коснулся воды, «4» - если 3 человека коснулись воды, «3» если 6 человек коснулись воды, «2» - более 6 человек коснулись воды.
7. Соревнование разведчиков «Ориентирование на местности». Учащимся необходимо (2-3 чел):
7-8 кл. – назвать 5 способов определения сторон горизонта.
9-10 кл. - назвать 5 способов определения сторон горизонта, 5 топографических знаков.
11 кл. - назвать 5 способов определения сторон горизонта, 5 топографических знаков, определить стороны горизонта с помощью компаса.
8. Мышеловка. Учащимся необходимо преодолеть препятствие по-пластунски под воротами высотой 50см, шириной 60-см.
Каждая сбитая планка – штраф.
Оценка: «5» - не сбита ни одна планка, «4» - сбиты 2 планки, «3» - сбиты 4 планки, «2» - сбиты 6 планок.
9. Конкурс «Силачи» (перетягивание каната) В конкурсе принимают участие 10 человек от класса. Победителем считается класс, перетянувший противника через контрольную черту.
Оценка: «5» - победитель, «4» - побеждённый.

VII. Подведение итогов и награждение отряда – победителя.


Среди классных коллективов 7-11 классов будет определен 1 победитель (I место), который будет награждён спортивным дипломом и ценным подарком.
Классные коллективы, занявшие II и III места – спортивными дипломами.

Директор МОУ СОШ №4 Л.В. Бойко





Структура органов ученического самоуправления в классе


В детском коллективе существует единая система самоуправления. В начале каждого учебного года формируются органы самоуправления, состав которых год от года незначительно меняется. Наличие органов самоуправления в классе помогает осуществлять воспитание у ребят чувства личной ответственности за коллективные дела класса, способствует выявлению уровня притязаний каждого, позволяет каждому ребенку проявить свои способности, а главное – способствует развитию личности и формирует умение соотносить свои интересы с интересами коллектива, помогает ребенку определить свое место в коллективе.

Систему самоуправления в классе можно представить в виде схемы:


Полномочия членов секторов можно рассмотреть в таблице:

Название сектора Состав Направление работы
Управленческий староста Координирует работу всех членов классного коллектива
Управленческий командирОрганизует тимуровскую работу класса
Учебный ответственный за учебу Ведет учет успеваемости и посещаемости учащихся, комплектует группы для участия в предметных олимпиадах и интеллектуальных марафонах.
Учебный группа взаимопомощи (состоит из сильных в учебе учащихся) Оказывает помощь учащимся по устранению пробелов в знаниях.
Сектор досуга сценаристы Составляют и воплощают в жизнь с помощью одноклассников сценарии для проведения различных классных и школьных мероприятий.
Сектор досугаоформители Оформление классного уголка, летописи класса, выпуск стенгазет, боевых листов, поздравительных открыток.
Трудовой бригадирОрганизует дежурство в классе, школе, способствует участию класса в трудовых десантах и субботниках.
Трудовой цветоводыОзеленение класса и закрепленного цветника.
Трудовой санитарная комиссияСледит за внешним видом учащихся, за сохранностью учебников, за питанием.

Состав секторов, входящих в актив класса, каждую четверть может меняться, в зависимости от желания ребят или если учащиеся не справляются с данным поручением. Так же при организации конкретного коллективного дела образуются временные инициативные группы, включающие в себя как актив класса, так и других членов классного коллектива.

Hosted by uCoz


На главную