Справка о преподавании культурологического курса
«Основы православной культуры» в МОУ СОШ № 4
ст. Атаманской в I полугодии 2007-2008 учебного года.

от 22.01.08г.


Согласно письма ДОН «О введении в ОУ культурологического курса «Основы православной культуры» в 2006-2007 учебном году» от 28.03.2006г. №02.01/366, в исполнении приказа ДОН «О введении в ОУ культурологического курса «Основы православной культуры» в 2006-2007 учебном году» от11.05.2006г. № 04.5/2243, приказа УО «О введении в ОУ культурологического курса «Основы православной культуры» в 2006-2007 учебном году» от 18/04/2006г. № 268 и в целях изучения интереса учащихся и их родителей к введению культурологического курса «Основы православной культуры» в 2006-2007 учебном году в СОШ № 4 в мае 2006г. было организовано и проведено анкетирование и организована работа Объединения ДО «Истоки» (2 класс) и элективного курса «ОПК»(9 класс).
Проанализировав работу по данному направлению деятельности за прошедший учебный год, в связи с заинтересованностью детей и их родителей в изучении данного курса было принято решение расширить изучение курса, добавив еще одну группу ДО «ОПК»(3 класс) с 01.09.2007 года.
Целью преподавания курса является обновление содержания общего социально-гуманитарного образования и улучшение работы по духовно-нравственному воспитанию школьников, направленного на приобщение школьников к традиционной российской культуре и духовности, сформированной под воздействием Православия. В целях активизации работы по духовно нравственному воспитанию и внедрению курса ОПК в школе разработан план работы, определены ответственные лица. Три педагога ведут работу по внедрению данного курса в школе.
Ноженко Т.Г. взята за основу программа элективного курса для учащихся 10-11 классов ОУ края (составитель Бороденко В.И.), Майбородой С.И. за основу в своей работе для 2-го класса взята программа факультативного курса для учащихся начальной школы «Святая Русь – драгоценная ноша национальной культуры» (составитель Кирюхин О.А.), а для 3-го класса разработана модифицированная программа факультативного курса «Основы православной культуры» Ерёменко А. Г., Покладова Е. В.,
Соболь А. Г.
Этими педагогами проведена большая работа по подбору дополнительного материала, изучены все нормативные документы, составлено календарно- тематическое планирование на основе государственной программы Краснодарского краевого института профессионального дополнительного педагогического образования, одобренной Департаментом образования и науки Краснодарского края. В этой программе даны методические рекомендации по темам преподаваемых предметов, описание вопросов, рассматриваемых на занятиях по ОПК. На совещаниях по ОПК, проводимых в УО, рассматривались вопросы по методике введения данного курса, давались различные рекомендации, проводилось знакомство с наименованием изданий и программ по данному курсу, которые можно использовать в своей работе.
Администрацией школы оказано содействие в посещении педагогами курсов повышения квалификации по преподаванию курса ОПК (май 2007г), приобретении дополнительной литературы.
Основные задачи группы дополнительного образования «Истоки» (2 класс): приобщить младших школьников к нравственным условиям православной культуры, помочь детям раскрыть для себя смысл высших нравственных ценностей Православия дать ориентиры добра в образцах православной жизни.

На занятиях «Истоки» используются пословицы и поговорки русского народа. Каждая пословица и поговорка отражает тот или иной принцип или нравственную ценность. Дети объясняют смысл пословиц и поговорок, записывают их в тетради, читают дома с родителями, дополняют их значение. Следующим видом занятий является чтение русских народных сказок, рассказов Л. Н. Толстого, стихов русских поэтов. После чтения проводятся беседы. Педагог знакомит учащихся с газетами «Православный колокол».
На каждом занятии ребята рассказывают о добрых делах, которые они сделали за неделю: помогали родителям, ухаживали за животными и растениями, заботились о младших братьях и сёстрах.
Основные задачи группы дополнительного образования «Основы православной культуры» (3 класс): развитие общих представлений о нравственных качествах, основах православной культуры в прошлом и настоящем России и «своей малой Родины», воспитание уважительного и толерантного отношения к традициям своего и других народов.
На занятиях учащиеся знакомятся с православными праздниками, обрядами.Проводятся беседы о храмах Кубани, об устройстве церкви, о великих полководцах А. Невском, А. В. Суворове, о русском богатыре Добрыне Никитиче. Ребята восхищались их подвигами, героизмом, любовью к Родине, ко всем людям.
К занятиям педагог подбирает фильмы, мультипликационные репродукции картин, музыкальные произведения. С большим вниманием ребята слушают дополнительный материал о святых, об иконах.
Учащиеся активно принимают участие в подготовке к занятиям; учат стихи, рисуют по заданной теме, оценивают свои поступки в нравственных беседах, участвуют в анализе рассказов проблемного характера. Дети знакомы с правилами поведения в храме, с устройством храма. С большим удовольствием учащиеся читают журнал «Свечка».
В своей работе педагог использует учебники, наглядные пособия Л. Л. Шевченко «Православная культура» 3 год обучения; А. В. Бородина «Основы православной культуры»4 «Мир вокруг и внутри нас» для 2 класса.
Основными задачами преподавания элективного курса «ОПК» является духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения.
Каждое свое занятие Ноженко Т.Г. начинает с вопросов, связанных с курсом. После изучения иконописи ребята с удовольствием проводили работу по самостоятельному поиску икон разных видов, приносили их в школу, рассказывали, как знакомили с ними своих родителей. Ребят интересуют: вопросы поведенческого смысла: что можно, а что нельзя; телерадиопередачи о религиях. Практически все побывали в Церковных храмах округа (все это идет из семьи). Интересно проходят занятия, т.к. они проводятся учителем в нетрадиционной форме. Занятие-путешествие по миру религий, представление «Главные православные праздники», дискуссия «Современный мир и место религии в нем». Такие виды работы вызывают не только интерес, но и учат самостоятельности, поиску фактов. Особо привлекает детей знакомство с христианскими праздниками и обрядами, историей появления христианства на Руси, устройством церквей и храмов, правилами и особенностями обрядов и молитв. Педагог знакомит ребят с иконами и их происхождением. На каждом занятии, после
проведенных бесед на темы православных праздников, рождения Иисуса Христа, внешнего вида храмов, проводятся практические работы.
Не смотря на короткий срок преподавания курса, педагоги, совместно с учащимися, уже второй год подряд принимали участие в Международном конкурсе детского творчества «Красота Божьего мира». Ребята представили огромное множество работ, этим показали свою заинтересованность к данному предмету. Ребята со своими педагогами проводили экскурсии в природу, в Свято-Успенский собор в станице Павловской, присутствовали на открытии часовни в нашей станице.
Ноженко Т.Г. и Майбородой С.И. оформлены классные уголки на тему введения ОПК в школе. Заместителем директора Гуровой Е.В. оформлены два школьных стенда на эту тематику, материалами которых стали нормативные документы, интересные факты и творческие работы учащихся.
Кроме этого тематика курса включена в воспитательную работу в рамках проведения классных часов и внеклассных мероприятий в начальной школе и бесед в 5-11 классах.
В январе 2008 года школьная библиотека получила комплект пособий и материалов по преподаванию культурологического курса «ОПК».

Список литературы в библиотеке по Основам Православной культуры.

1. Православная церковь на Кубани в годы Великой отечественной войны 1941-1945гг. / Под ред. Е. Н. Фаттаховой. Краснодар: Диапазон-В, 2005.-172 с.: ил.
2. Предания о русских иконах. / Т. С. Еремина. М.: Владос – 1994 г. – 184 с., ил.
3. Родная Кубань. / Литературно-исторический журнал. Краснодар. Кубаньпечать. 2003, 2004, 2005, 2006 год.
4. Педагогический Вестник Кубани. / Информационно-методический журнал. Краснодар. изд. ОИПЦ «Перспективы образования». 2004, 2005, 2006, 2007 год.
5. Наука и религия. / Ежемесячный научно-популярный журнал. Москва. Изд. ООО «Нир Лтд». 1 полугодие 2007 года.
6. Основы православной культуры: православие – культурообразующая религия России. Учебное пособие для 4 класса. / А. В. Бородина. – изд. 3-е. – М.: Основы православной культуры, 2007.- 208 с., цв. ил.
7. Основы православной культуры: О чем рассказывают икона и Библия. Учебное пособие для 3 класса. – изд. 2-е, испр. / А. В. Бородина. – М.: Основы православной культуры, 2007. – 208 с.: цв. ил.
8. Основы православной культуры. Мы и наша культура. 1 класс. Пособие для учителей./ А.В. Бородина. – изд. 2-е испр. – М.: Основы православной культуры, 2007.- 176 с.
9. Основы православной культуры. Мы и наша культура. Учебное пособие для 1 класса../ А.В. Бородина. – изд. 3-е испр. – М.: Основы православной культуры, 2007.- 144 с., цв. ил
10. Православная культура. Учебное пособие для начальных классов общеобразовательных школ, лицеев, гимназий. 1-ый год обучения. Книга первая. 4-ое издание. – М.: Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2007. 108 с.
11. Православная культура. Учебное пособие для начальных классов общеобразовательных школ, лицеев, гимназий. 1-ый год обучения. Книга вторая. 4-ое издание. – М.: Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2007. 118 с.
12. Православная культура. Учебное пособие для начальных классов общеобразовательных школ, лицеев, гимназий. 2-ый год обучения. Книга первая. 4-ое издание. – М.: Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2007. 112 с.
13. Православная культура. Учебное пособие для начальных классов общеобразовательных школ, лицеев, гимназий. 2-ый год обучения. Книга вторая. 4-ое издание. – М.: Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2007. 112 с.
14. Православная культура. Учебное пособие для начальных классов общеобразовательных школ, лицеев, гимназий. 3-4-ый год обучения. Книга первая. – М.: Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2007. 124 с.
15. Православная культура. Учебное пособие для начальных классов общеобразовательных школ, лицеев, гимназий. 3-4-ый год обучения. Книга вторая. – М.: Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2007. 144 с.
16. Православная культура. Учебное пособие для средних классов общеобразовательных школ, лицеев, гимназий. 5-ый год обучения. Книга первая. – М.: Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2007. 128 с.
17. Православная культура. Учебное пособие для средних классов общеобразовательных школ, лицеев, гимназий. 5-ый год обучения. Книга вторая. – М.: Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2007. 144 с.
18. Основы православной культуры: мир вокруг и внутри нас: 2 класс: пособие для учителей / А. В.Бородина. М.: Основы православной культуры, 2006. –176с.
19. Основы православной культуры: мир вокруг и внутри нас: учебное пособие для 2 класса: в 2-х частях. Ч. 1 / А. В.Бородина. М.: Основы православной культуры, 2006. –136с. цв.ил.
20. Основы православной культуры: мир вокруг и внутри нас: учебное пособие для 2 класса: в 2-х частях. Ч. 2 / А. В.Бородина. М.: Основы православной культуры, 2006. –120с. цв.ил.
21. История религиозной культуры: программа учебного курса для общеобразовательных школ, лицеев и гимназий. – М.: Основы православной культуры, 2006.- 64 с.
22. Организация курса. Лекции по курсу ОПК. А. В. Бородина. – М.: Основы православной культуры, 2006. – 88с.
23. История образования на основе традиций отечественной культуры: лекции по курсам ОПК, ИРК, История педагогики / А. В. Бородина. М.: Основы православной культуры, 2006. – 72 с.
24. Духовно-нравственная культура в школе. Учебно-методическое пособие для учителей по ОПК. М.: институт экспертизы образовательных программ, 2007. – 400 с.: ил.
25. Православная культура. Учебно-методический комплект. Л. Л. Шевченко. 5 год обучения. Состав комплекта: методическое пособие для учителя, наглядное пособие, музыкальное пособие.
26. Православная культура. Учебно-методический комплект. Л. Л. Шевченко. 1 год обучения. Состав комплекта: методическое пособие для учителя, наглядное пособие, музыкальное пособие.
27. Православная культура. Учебно-методический комплект. Л. Л. Шевченко. 2 год обучения. Состав комплекта: методическое пособие для учителя, наглядное пособие, музыкальное пособие.
28. Православная культура. Учебно-методический комплект. Л. Л. Шевченко. 3-4 год обучения. Состав комплекта: методическое пособие для учителя, наглядное пособие.

Полученные пособия качественно, красочно оформлены, что привлекает интерес детей, дает им более углубленные знания.
В школьной библиотеке оформлен информационный стенд по преподаванию курса ОПК, проводятся библиотечные уроки.
В целях заинтересованности учащихся данным курсом регулярно проводились трудовые десанты силами старшеклассников на месте строительства храма в станице Атаманской.
Вопросы духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения рассматриваются не только с учащимися, но и с их родителями на классных и общешкольных родительских собраниях. В начале учебного года такое собрание уже проведено. Были приглашены отец Стефан и заместитель главы района по духовно-нравственному воспитанию Дорошенко Е.Ю. Ее беседа была лаконичной и заставила родителей задуматься о принципах воспитания детей.

Выводы и предложения:

1. Считать работу, проводимую в школе по духовно-нравственному воспитанию и внедрению культурологического курса «ОПК» удовлетворительной.
2. Отметить качественную, добросовестную работу преподавателей ОПК Ноженко Т.Г. и Майборода С.И.
3. Продолжить включение вопросов духовно-нравственного воспитания в воспитательную систему школы.
4. Привлекать специалистов по данному вопросу для проведения мероприятий с учащимися классным руководителям 1-11 классов.
5. Использовать в своей работе такой вид деятельности как экскурсии в храм классным руководителям 1-11 классов.
6. Продолжить работу по оказанию посильной помощи на строительстве храма.
7. Классным руководителям 1-11 классов познакомиться с литературой, пособиями, полученными школьной библиотекой и использовать их при проведении классных часов, внеклассных мероприятий, бесед, родительских собраний с учащимися и их родителями.

Заместитель директора Гурова Е.В.


На главную