Урок окружающего мира.(4 класс)
Орлова Елена Алексеевна,учитель начальных классов.


Тема: Государственная символика России.

Цель:

дать ученикам представление о понятиях «гимн», «герб», «флаг»; закрепить знания учащихся о современной государственной символике; воспитывать любовь к Родине.

Оборудование:

физическая карта России;
плакаты «Символы России»;
аудиозапись гимна, песни «С чего начинается Родина?»;
репродукция иконы Чудо Георгия о змии;
цветная бумага, клей, ножницы, карандаш, линейка.

Ход урока.
I. Организационный момент.
II. Сообщение темы урока.
III. Работа по теме урока.
1. Вводная беседа.

Учитель. Сегодня, на первом уроке окружающего мира в этом году, мы познакомимся с символами нашего государства. Ребята, назовите слова, которые являются для вас самыми родными и дорогими (мама, друг, школа…)

Учитель. И ещё есть одно дорогое слово. Это слово «Родина». Родина – это дом, в котором мы живём, и русская берёза. Это место, где мы родились и выросли.

(Звучит песня «С чего начинается Родина?»)

Учитель. Слово родина произошло от слова род. Вначале оно значило «семья», потом – «место рождения», позже – «отчизна, отечество».

Учитель. Как называется государство, в котором мы живём? (Россия). (Учитель показывает Россию на физической карте.) Современное слово Россия произошло от более старого слова Русь. Образовано от названия племени руссов, обитавших на территории современной России.

Учитель. Какие вы знаете символы России? У каждой страны есть три обязательных символа. По ним всегда можно узнать, о какой стране идёт речь. Это – герб, гимн и флаг.

2.Российский герб.

Учитель. Дети, кто знает значение слова «герб»?

Учитель. У каждого государства и почти у каждого города есть свой отличительный знак. Такой знак мы называем «герб». Герб изображается на флагах, монетах, печатях, на государственных документах, на пограничных столбах, символизируя, что тут начинается территория нашего государства. (Учитель предлагает учащимся рассмотреть изображение современного герба России.)

Учитель. Посмотрите на герб и скажите, очертание какого старинного вооружения напоминает герб? (Щит).

Учитель. Опишите герб: в поле красного щита расположен золотой двуглавый орёл. В лапах орла – скипетр и держава. Скипетр – это жезл, символ власти. Он украшен резьбой и драгоценными камнями. Держава – это золотой шар с крестом наверху. Корона, скипетр и держава когда – то служили знаками царской власти. Теперь у нас царя нет. Сегодня они напоминают нам о прошлом страны и символизируют независимость России от других государств. На груди орла красный щит с изображением святого Георгия, колющего змия. Наш современный герб очень древний. Ему уже более пятисот лет.

а) Святой Георгий Победоносец.

Учитель. Как называют всадника, изображённого на гербе? Учитель. Изображение всадника, пронзающего копьём змея, мы называем святым Георгием Победоносцем, и это изображение напоминает об одном из самых известных его подвигов. Издавна на Руси почитали святого Георгия Победоносца.

(Показ репродукции иконы Чудо Георгия о змии).

На Руси его именем часто называли детей – оно известно в двух вариантах: Егор и Юрий. Согласно легенде, некогда в Палестине жила прекрасная царевна. Но в окрестном озере завёлся страшный змий, которому горожане должны были отдать царевну на съедение. Однако воин по имени Георгий, который был христианином, победил чудовище и спас девушку. Он пронзил чудовище копьём, а конь растоптал змея. Царь – отец девушки и его подданные сами убедились в силе христианской веры и крестились. Позже Георгий был признан святым, а его почитание распространилось во многих странах.

В России святой считался покровителем воинов и землепашцев. Теперь изображение всадника на белом коне, поражающего копьём змея, является гербом, то есть отличительным знаком, Москвы – столицы России.

Таким образом, на российском гербе изображён христианский воин. Он олицетворяет добро и добродетель. Он убивает копьём чёрного змия – символ зла.

б) Двуглавый орёл.

Учитель. На гербе мы также видим изображение орла. Чем оно необычно? (У орла две головы).

Учитель. Две головы орла символизируют единство страны: он как бы смотрит одновременно на Запад и Восток.

Учитель. Как вы думаете, почему подняты крылья орла?

Учитель. Орёл показывает свою силу и мощь, чтобы все знали, что Россия – могучая страна.

3.Государственный гимн.

Учитель. Ещё один государственный символ России – это её гимн. Гимн – это торжественная песня или просто мелодия. Она исполняется в особых, торжественных случаях: в случае победы наших спортсменов на международных соревнованиях. Тем самым выражается уважение к стране, из которой происходит спортсмен. Гимн мы слышим в дни торжественных праздников, собраний, когда производятся парады.

Учитель. Как люди должны слушать гимн? (Люди слушают стоя, мужчины снимают головные уборы).

Учитель. Прослушайте музыкальную запись и прочтите текста гимна.

Учитель. Наш гимн величествен, в его словах прославляется наша родина – Россия. Музыке гимна уже более 50 лет.

4.Государственный флаг.

Учитель. Флаг – это символ государства. Сейчас мы послушаем сообщения инициативных групп. (Задание – подготовить сообщение – дети получают заранее).

Сообщение исторической группы.

1-й ученик. Слово «флаг» греческого происхождения. Оно произошло от слова «флего». Это слово обозначает «сжигать, озарять, гореть». Наиболее древнее название флага – «стяг», оно сохраняется и в наше время. Ещё флаг могут называть знаменем. Знамёна появились ещё в древности – они были у многих древних народов. Раньше в битвах знамёна имели большое значение, поскольку указывали местонахождение военачальников и отдельных отрядов.

Учитель. Какие цвета вы видите на нашем флаге? (Белый, синий, красный).

2-й ученик. Наш флаг имеет прямоугольную форму и состоит из трёх горизонтальных полос. Эти цвета не случайно появились на нашем флаге. Белый цвет означает мир, чистоту, синий – небо, верность и правду, красный – храбрость. Все три цвета издавна использовались в народных костюмах. Из белого, синего, красного полотна шили рубахи, женщины носили сарафаны красного и синего цвета.

Сообщение знамённой группы.

1-й ученик. Государственные флаги поднимаются над правительственными зданиями и венчают дипломатические представительства, автомобили послов. В торжественные и праздничные дни флагами украшают дома и улицы. Государственному флагу отдают воинские почести и чтят его как святыню.

2-й ученик. Флаг постоянно находится на зданиях, где проводятся заседания палат Федерального Собрания, на зданиях-резиденциях Президента РФ, Правительства РФ и других федеральных органов исполнительной власти.

3-й ученик. Знаменем вооружённых сил России снова стало Красное знамя. Красными были знамёна русских воинов в древности. С красным знаменем Советская Армия прошла до Берлина. Знамя Победы, водружённое над Рейхстагом, было красного цвета. Учитель. Сейчас мы вместе сделаем модель нашего Государственного флага. Всё необходимое у вас на столе.

Ученики выполняют модель флага. Размеры флага - 18?9см. Полосы - 18?3см – ученики вырезают из цветной бумаги и в нужной последовательности наклеивают на бумажную основу.

Учитель. Поднимите модели флага. Хорошо!

IV. Итог урока.

Викторина.

1. От какого слова произошло слово «флаг»?
2. Что обозначает красный цвет флага?
3. Что обозначает белый цвет?
4. Что обозначает синий цвет?
5. Где можно увидеть Государственный флаг?
6. Где можно увидеть изображение герба?
7. Что такое гимн?

V. Домашнее задание:

выучить гимн России.



На главную