Урок изобразительного искусства 5 класс.
(Кварацхелия В.Б.)

Тема: Традиционные образы народного прикладного искусства - солярные знаки. Конь, птица, мать-земля, древо жизни – как выражение мифопоэтиче-ских представлений человека о мире. Работа над декоративной композицией на тему древних образов.

Цель: познакомить учащихся с понятием и языком декоративно-прикладного искусства, открыть содержательный смысл художественного образного языка декоративно-прикладного искусства, его связь с явлениями жизни.

Задачи: дальнейшее формирование художественного вкуса учащихся, ос-мысление места декоративного искусства в жизни общества, осознание своей причастности к судьбам культуры, проявление уважительного, бережного отношения к культурному наследию наших предков.

Учащиеся должны: понимать значение древних корней народного искус-ства; умело пользоваться языком декоративного искусства в практической деятельности;

Тип урока: сообщение новых знаний с использованием практической части.

Оборудование для учителя: таблицы с символами солнца, земли, плодо-родия и воды в народной резьбе и росписи по дереву, в вышивке; таблицы с изображением предметов декоративно-прикладного искусства, с образцами вышивки на полотенцах; варианты изображения коня, птицы, дерева.

Оборудование для учащихся: кусок мешковины, карандаш, маркер, гу-ашь, кисти, банка с водой, альбомный лист.

Ход урока.

I. Организационный момент.
II. Введение. (см.на доске таблицы с символами солнца, земли, плодородия и воды в народной резьбе и росписи по дереву, в вышивке; таблицы с изо-бражением предметов декоративно-прикладного искусства, с образцами вы-шивки на полотенцах).
Декоративно-прикладное искусство – самое древнее искусство: оно возникло еще в первобытные времена. И в то же время оно молодое, потому что по-прежнему необходимо человеку в его жизни, в быту. Поэтому оно и прикладное.
Декоративно-прикладное искусство создает среду, в которой живут люди, украшает повседневный быт, помогает сделать жизнь более привлека-тельной и праздничной. Но самое главное, это искусство организует общение людей, строит их отношения.
Декоративно-прикладное искусство огромно и разнообразно, как окру-жающий нас мир.
Декоративное искусство имеет свой образный язык. Образному языку декоративно-прикладного искусства свойственны обобщенность и плоскост-ность изображения, художественная условность, орнаментальность.
Здесь по-иному используются художественные средства: форма, объем, ли-ния, ритм, цвет, фактура.
Все природные мотивы – птицы, цветы, растения, животные, человек – в декоративном искусстве выглядят иначе, чем в реальности: они они преоб-разованы фантазией художника в выразительный. Обобщенный образ без мелких деталей и подробностей.
III. Формирование новых знаний. Сказочная птица, горделивый конек, женская фигурка, диковинное де-рево, лучистые круги…. Что они значили?
Далекие наши предки украшали свои изделия простейшими орнамен-тами. Человек пытался разобраться, как устроен мир, найти объяснение не-понятному, загадочному, таинственному. Он стремился привлечь к себе доб-рые силы природы, а от злых защититься, и делал он это при помощи своего искусства.
Солнце издавна почиталось всеми земледельческими народами. «Не земля родит, а небо», - говорит русская пословица.
Образ солнца занимает одно из главных мест в украшении жилища. Солнце изображается в виде круглых розеток и полурозеток с узорами в нут-рии окружности, ромбов, коней.
Русский крестьянин исстари жил землей. Землю, ее плодородие он свя-зывал с образом матери. Называют этот образ по-разному: великая богиня земли, плодородия, мать-сыра земля, Макошь, что означает «мать хорошего урожая», Берегиня.
Женская фигура всегда связана с символами плодородия: деревом, птицами, животными, солнечными знаками. Женская фигура с устремленны-ми ввысь руками символизировала единство сил земли и неба, от которых за-висела жизнь человека. Берегиню изображали на одежде, полотенцах, стенах жилища.
В произведениях народного искусства встречается причудливый узор – разветвленное растение. Это древо жизни. В народных представлениях оно было символом растительных сил земли, вечно живой, процветающей при-роды. Его изображение символизировало счастливое продолжение рода.
Взгляни, какие разные птицы! Изображения птиц были особенно раз-нообразными и красивыми. С удивительными гребнями, хвостами и узорча-тыми перьями. Птицы- символ весны, тепла, света, счастья. Цвет тоже имел символическое значение: красный цвет в русском на-родном искусстве – символ жизни; белый цвет – символ чистоты; черный – символизировал землю; желтый – солнце. Удивительно красивым был быт трудолюбивого крестьянина, окру-жавшего себя яркими, красивыми предметами и изображениями. Радостнее было терпеть тяготы труда, пережидать суровую зиму в доме излучающем радость, тепло и добро.
IV. Закрепление знаний.
1. Как отразились в древних образах народного искусства поэтические представления наших предков о земле, ее плодородии?
2. Какие образы использовались нашими предками, чтобы привлечь к се-бе добрые силы природы?
3. Какие цвета использовались?
V. Физкультминутка.
Зайцы.
Зайцы скачут
Скок-скок-скок!
Да на беленький снежок.
Приседают, слушают!
Не идет ли волк.
Раз-согнуться, разогнуться.
Два- нагнуться,потянуться.
Три – в ладоши три хлопка.
Головою три кивка.
VI. Практическая работа
Зрительный ряд (на доске): варианты изображения коня, птицы, дерева.
Музыкальный ряд: народная музыка.
Задание: изобразить чудо-птицу, древо жизни, чудо- коня. Учащиеся работа-ют в группах. На каждую группу раздается технологическая карта выполне-ния работы
Древо жизни.
1. На мешковине делается предварительный рисунок простым каранда-шом.
2. Маркером обводиться контур, ветки украшаются узорами из цветов.
3. Рисунок раскрашивается красками, использую соответствующие цвета.
4. По контуру рисунок обводиться белым цветом.
Чудо – птица.
1. Простым карандашом нарисовать на мешковине голову и тело птицы, наметить крылья и хвост.
2. Уточнить рисунок и добавить детали: перья, корону.
3. Обвести контур маркером, раскрасить птицу красками, так чтобы она стала волшебной и прекрасной. Выделите глаза, смело украшайте и фантазируйте.
Берегиня.
1. Карандашом наметить предварительный рисунок на мешковине.
2. Уточнить рисунок. Руки с птицами подняты к небу, вместо головы изо-бражение ромба. В рисунке сохраняйте обобщенную форму, исключая ненужные подробности.
3. Контур обвести маркером. Раскрасить красками.
VII. Анализ работ.
Выставка детских работ. Учащиеся вывешивают свои работы на специ-ально отведенное место.
VIII.Задание на дом:
Подобрать иллюстрации 1-я группа: с древними образами в росписи, 2-я группа в резьбе по дереву, 3-я группа в вышивке.
IX. Используемая литература: 1. Н.А.Гояева, О.В.Островский «Декоративно – прикладное искусство в жизни человека», Москва, Просвещение, 2000.
2. М.А.Порохневская «Изобразительное искусство», Волгоград, Учитель – АСТ, 2003.
3. А.П.Рогов «Кладовая радости», Москва, Просвещение, 1982.
На главную
Hosted by uCoz