ИКОНОГРАФИЯ ОБРАЗА ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ. (Ноженко Т.Г.)

Цель урока: Знакомство с иконами Пресвятой Богородицы.

Задачи:1.Выявить отличительные черты и символический смысл иконографического типа Пресвятой Богородицы.

2.Развивать исследовательские навыки, аналитические способности, образное и логическое мышление.

3.Способствовать духовно-нравственному и эстетическому воспитанию учащихся.

Тип урока: комбинированный.

Форма урока: урок-исследование.

Оборудование: видеомагнитофон, репродукции икон Богородицы.

План урока.
1.Музыкальное вступление.
2.Повторение. Беседа.
3.Сообщение темы и цели урока.
4.Рассказ ученика о написании первой иконы.
5.Исследовательская работа в группах.
6. а). Расшифровка символического типа Богородичной иконы.
б). Чтение стихотворения М.Волошина «Икона Владимирской Богоматери».
в). Отзыв учащихся о понравившейся иконе.

Ход урока.
1.Звучит «Богородице, Дево, радуйся!» Г. Пономаренко. -Этими словами Архангел Гавриил возвестил Деве Марии, что она обрела благодать у Бога, и от нее родится истинный Бог и истинный Человек – Иисус Христос.

На предыдущем уроке мы с вами познакомились с православной иконой, с ее назначением и изобразительными особенностями. Давайте вспомним изученное. -С какого языка и как переводится слово «икона»?

-Кого изображают на иконах?

-Почему иконописное изображение отличается от живописного?

-Почему иконы Богородицы особо почитают на Руси? (Звучит стихотворение В. Чуприны «Богородица».)

-Как вы думаете, почему Богородицу называют Пресвятой?

Сегодняшний наш урок посвящен иконам Пресвятой Богородицы. Мы познакомимся с Разными типами икон Пресвятой Богородицы.

А начнем мы наше знакомство со Священного предания о написании первой иконы Пресвятой Богородицы

Рассказ ученика о написании первой иконы Богородицы.

А сейчас мы приступим к работе в группах.

План работы в группах.
1.Рассмотрите внимательно репродукции икон Богородицы.
2 .Распределите их по сходным принципам на три группы.
3Сделайте вывод по работе.

Итак, мы с вами убедились, что иконы с изображением Богородицы условно можно разделить на три основных иконографических типа:
1.Одигитрия (Путеводительница).
2.Елеуса (Умиление).
3.Оранта (Молящаяся).

Разновидности: «Великая Панагия», «Знамение», «Неупиваемая чаша».

Вы должны знать, что деление на группы условно и служит для ориентира в огромном мире православной иконы. Существует множество других икон Богородицы, которые представляют собой особые композиции, хотя в них все же прослеживаются типологические признаки.

-Какие, например, иконы есть у вас дома? Что вы можете о них рассказать? ( Рассказ учеников об иконах, что находятся у них дома.)

- Древнерусский образ Богоматери вобрал в себя такое богатство переживаний, нравственных понятий, духовных стремлений, такое смятение великих драм, исторических деяний повседневных происшествий, такое обилие чудес, а рядом с ними -такую пронзительную беспомощность людскую перед неведомыми силами, что и поныне образ этот может считаться одним из самых знаменательных явлений народной культуры нашего прошлого.

Звучит « Аве Мария» А. Малютченко. На фоне музыки учитель читает стихотворение Т. Кривенко «Пресвятая Богородице, спаси».

Домашнее задание: Ваше размышление над вопросом, каково назначение иконы в нашей современной жизни?




Hosted by uCoz

На главную