Безопасность рабочих компьютерных мест в школе

Те, кто работает с компьютером, по собственному опыту знают, что подобная тема сегодня весьма актуальна. Однако если безопасность работы за домашним компьютером остается личным делом каждого, то компьютер на рабочем месте является устройством, функционирование которого должно контролироваться и нормироваться, в том числе и по критериям эргономичности и безопасности. Это особенно важно, когда речь идет о компьютерах, работающих в школах, где ими пользуются дети и где, как известно, далеко не всегда установлена техника последних моделей, соответствующая высоким стандартам электромагнитной безопасности. Часто в школы поступают в порядке “спонсорской помощи” ПК старых моделей, списанные в других организациях.

Результаты исследований Научного центра охраны здоровья детей и подростков РАМН свидетельствуют о том, что при несоблюдении гигиенических требований существует реальная опасность для здоровья школьников. Занятия с использованием ПК могут привести к снижению функционального состояния центральной нервной системы и работоспособности, появлению жалоб на зрительное и общее утомление, ухудшение зрения. Имеются данные, что высокие уровни низкочастотного магнитного поля от монитора могут стать причиной снижения иммунитета.

Необходимо отметить, что причина неблагополучия в компьютерных классах состоит не только в использовании конструктивно устаревшего оборудования, но и в неправильной организации электропитания оборудования, а также в отсутствии заземления, что является причиной значительно превышающих допустимые значения уровней низкочастотных электрического и магнитного, а также электростатического полей.

Актуальность этой проблемы подтверждается также результатами опроса, проведенного недавно в рамках проекта «Общественный рейтинг образовательных электронных ресурсов» Федерации Интернет-образования (ФИО) среди учителей-предметников средних школ — слушателей Московского центра ФИО. Как выяснилось, 91% учителей признали, что недостаточно владеют информацией об организации компьютерных рабочих мест в школе и режиме работы за компьютером, 68% не знают, как отрегулировать монитор (по яркости, контрастности и т.п.) в зависимости от выполняемых за компьютером работ и освещения в рабочем помещении. В настоящее время текущий и предупредительный контроль за безопасностью использования этой техники осуществляют службы санэпиднадзора. Основной документ, на который при таком контроле ориентируются, — «СанПиН 2.2.2.542-96.»— сейчас пересматривается и готовится к выпуску в доработанной редакции. В новом документе будут аккуратно разделены требования к компьютерной технике (напряженность электромагнитного и электростатического полей, показатели, связанные с визуальными параметрами) и требования к рабочему месту (размеры помещения, взаимное расположение мониторов, условия заземления, уровень технических шумов, показатели фоновых полей и т. п.). Будет также предложено пользоваться защитными средствами (очки, экраны и пр.): именно они должны сыграть определяющую роль в создании более благоприятных условий работы с устаревшей техникой. Рекомендованы и профилактические физические упражнения для снятия утомления. Несовершенные нормы могут оказаться формальным поводом для привлечения к ответственности руководителей учебных заведений, внедряющих ИТ. Видимо, это следует учесть на стадии доработки документа.

Свои варианты решения проблемы безопасной работы с компьютерной техникой, а именно, вопросов электромагнитной безопасности рабочих мест предлагает, например, НПП “ЦИКЛОН-ТЕСТ”. Представляет интерес новая программная разработка профессора МГИЭМ, доктора технических наук Игоря Литвака “Система обеспечения безопасности пользования компьютером”. Ее предназначение — организация режима работы, а также контроль и регулировка рабочего места в зависимости от категории и состояния здоровья пользователя, а также от характера выполняемой им работы, гарантирующие повышение ее эффективности и безопасности. Система реализована в виде диалога пользователя с компьютером, в ее основе лежит разработанный Институтом охраны здоровья детей и подростков РАМН метод объективного контроля за состоянием пользователя в процессе работы, реализованный с помощью специального ПО. Данный программный продукт, обладающий также рядом дополнительных функций, запатентован в России и существует на сегодняшний день в виде расширенной демонстрационной версии. Создатели системы готовы к дальнейшей работе по выпуску пакета рабочих версий (разного объема и функциональности), ведь такое ПО будет востребовано не только в сфере образования, оно может стать непременным атрибутом каждого компьютера — и домашнего, и офисного.

Внедрение этих разработок – еще не решение проблемы в целом, поэтому необходим целый комплекс мероприятий, основные из которых следующие:

- плановая постепенная замена школьных компьютеров на современные модели;

- оснащение мониторов защитными экранами класса «полной защиты»;

- контроль всех ПК, поступающих в школы из других организаций в порядке помощи;

-оптимизация электрической сети и обеспечение надежного заземления всех элементов ПК;

- правильная расстановка оборудования и регулировка мониторов;

- обучение учителей, администрации школ и учащихся правилам безопасной, с гигиенической точки зрения, организации работы с компьютером

На главную

Hosted by uCoz